Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
4. Изменение имени при пострижении в рясофор у греков

39

αῦτόν, καὶ ζώννυσιν αῦτόν, καὶ σταυρικὸν ἐκτύπωμα κρεμᾷ
ἐπὶ τὸν τράχυλον αὐτοῦ
‘И постригает его игумен крестообразно со словами: «Во
имя Отца...». И меняет ему имя, и разрывает мирскую его
одежду от груди до пояса. И благословляет монашеское
облачение, и одевает его, и опоясывает его, и вешает ему
на шею распятие’ (РГБ, ф. 270.Іа, № 16/472, л. 108; см.:
Пальмов, 1914, с. 318–319 и прилож., с. 56).
Ср. также чин пострижения в рясофор из евхология Синайской библиотеки № 985, л. 9 (XVI в.), который мы уже цитировали по другому поводу (см. выше, § ІІ–2): постригаемый регулярно именуется здесь «переименованным, принявшим новое
имя» (ὁ μετονομαζόμενος), например:
῾Ο δοῦλος τοῦ Θεοῦ, ὁ δεῖνα, ὁ μετονομαζόμενος οὕτως,
κείρεται τάς τρίχας τῆς κεφαλῆς αὐτοῦ... и т. п.
‘Раб Божий, имярек, принявший новое имя, имярек, постригается власами главы своей...’ (Дмитриевский, ІІ,
с. 869).
В соответствии с такой практикой Афанасий ІІІ Пателар
(1597–1654), патриарх Константинопольский, в крещении получил имя Алексий, при пострижении в рясофор стал Ананией,
после чего был пострижен в малую схиму с именем Афанасий
(см.: Сильвестров, 1947). Такого рода примеры, видимо, могут
быть умножены.
Подобный обычай — наречение нового имени при пострижении в рясофор — и отразился впоследствии в русской монашеской традиции.