Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
38

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

Со временем, однако, изменение имени при посвящении в рясофор определенно связывается у греков с обрядом пострижения (с пострижением волос). Так, в чине посвящения в рясофор
в Севастьяновском евхологии XIV–XV в.9 игумен крестообразно постригает волосы новоначального, нарекает ему новое имя,
затем раздирает на нем мирскую одежду и облачает в монашескую:
Καὶ κουρεύει αὐτὸν ὁ ἡγούμενος σταυροειδῶς, λέγων «Εἰς
τὸ ὄνομα τοῦ Πατρὸς...». Καὶ ἀλλάσσει τὸ ὄνομα αὐτοῦ, καὶ
διαῤῤήσσει τὴν κοσμικὴν αὐτοῦ ἐσθῆτα ἀπὸ τοῦ στήθους ἕως
τῆς ζώνης. Καὶ εὐλογεῖ τὰ ἄμφια τὰ μοναχικά, καὶ ἐνδύει
быть должен и в представлениях упоминать о нем не следует, ибо в монашество постригать без дозволения Святейшаго Синода Именными Высочайшими Указами строжайше воспрещено, и без пострижения никто в монашеском чине себя считать и называть не долженствует... Приказали:...
предписать, чтобы впредь непостриженных еще по указам из Святейшаго
Синода в монашество послушников, как в мужских, так и в женских монастырях, никого не имяновали и не писали монахами и монахами, а означали в представлениях своих в Святейший Синод таковых о пострижении
в монашество желающих прямо светскими имянами...» (Самуилов, 1905,
с. 1787; ср.: ПСЗ, № 21408, стлб. 463–464). Ср. также определение Синода от 9 октября 1873 г.: «подтвердить всем послушникам и послушницам, чтобы они, впредь до пострижения их в монашество, не позволяли себе
носить иноческие одеяния и принимать другия имена...» (Там же, с. 1789).
В Войновском старообрядческом беспоповском монастыре (см. о нем
ниже, § VI, примеч. ???) в 1972 г. была послушница Парасковия, «которая не успела принять постриг, но уже носила выбранное ей игуменьей
[матерью Антониной, 1890–1972] имя Анафролия» (Половинкин, 1998,
с. 68). Это тот же случай, о котором говорится в только что цитированных
синодальных определениях (рясофор с переменой имени до пострига).
9
Этот чин носит название Τάξις γινομένη εἰς ῥακενδυτοῦντα τοῦ
προπαιδευθῆναι καὶ δοκιμασθῆναι τὰ τῆς μοναδικῆς καταστάσεως ‘Чин, бываемый на облачение в смиренные одежды, в котором преподается благословение на предварительное научение и испытание в трудах, свойственных
монашескому состоянию’ (перевод принадлежит Диодору Ларионову —
Диодор Ларионов, 2013).