Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
4. Изменение имени при пострижении в рясофор у греков

37

в XI–ХІІ вв., см. цитированное выше свидетельство Вальсамона,
а также рассмотренный эпизод с посвящением Исакия Антонием Печерским (§ І–4). Однако, как мы видели, оно не предусматривало обязательного пострижения. У нас есть и другие, более
поздние примеры изменения имени в рясофоре у греков без пострижения8.
Так, в житии Германа Святогорца (Германа Марульского, † ок.
1336 г.), написанном Филофеем Коккином (ок. 1300–1379), говорится,
что он после возложения рук и облачения в смиренные одежды (ῥάκος) —
т. е. при посвящении в рясофор — из Григория стал Германом: μοναδικὸν
τέως ἀμφιέννυται ῥάκος καὶ Γερμανὸς ἀντὶ Γεωργίου καλείταἱ (‘одевается тем
временем в рубище и принимает имя Герман вместо Григорий’ — Жоанну, 1952, с. 64; см.: Ваврик, 1968, с. 241). О пострижении волос при этом
не говорится.
В чине посвящения в рясофор (Ἀκολοθία εἰς ῥασοφόρον) из схиматология с именем Феодора Студита афонского Пантелеймонова монастыря
№ 604, л. 1 (XV в.), имя меняется после заключительной молитвы перед
возложением камилавки и отпустом: Καὶ μετὰ τὴν εὐχὴν βάλλεται αὐτῷ
τὸ ὄνομα καὶ τὸ καμιλαῦχιον, καὶ γίνεται ἀπόλυσις (‘И после молитвы дает
ему имя и камилавк, и наступает отпуст’ — Дмитриевский, ІІ, с. 557).
Впрочем, как отмечает Ваврик (1968, с. 239, примеч. 49), здесь, возможно, описка: τὸ ὄνομα вместо τὸ ῥάσον. В этом чине также не упоминается о пострижении волос (см. попытку объяснить эту особенность: Пальмов, 1914, с. 330–333). Молитва, о которой идет речь — «Господи, Боже
наш, верный в обетованиях Твоих...» (Κύριε ὁ Θεὸς ἡμων, ὁ πιστὸς ἐν ταῖς
ἐπαγγελίας...), — взята из чинопоследования великой схимы (Там же,
с. 330). Подробнее об этом схиматологии мы говорим ниже (§ IV–4).
Практика изменения имени в рясофоре без пострижения (т. е. у рясофорных послушников) много позже наблюдается и в в России: из синодальных определений ХІХ в. мы узнаем, что послушники, налагая
на себя монашескую одежду, могли принимать новые, иноческие имена.
Так, в циркулярном указе от 21 июля 1804 г. говорилось: «Святейший
Правительствующий Синод, усмотря из вступающих в оной от епархиальных преосвященных архиереев представлений о дозволении находящихся
в монастырях послушников и девиц постричь в монашество, что некоторые
из оных именуют и пишут по одному только рясофору иеромонахами, монахами, монахинями, с переменою уже прежних светских имен не подлежаще, потому что рясофор, яко самовластно учиненной, ни во что вменяем
8