Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
3. Казус Кирилла Белозерского

35

остави на своей воли быти ему, якоже хощетъ. И тако Стефанъ отиде, радуяся, яко приобрѣт брата...
И сему тако бывающу, отходит игуменъ Стефанъ в монастырь Пречистыя Успению на Симоновъ нарицаемо, поимъ съ собою Кирила. И тако предасть его въ руцѣ архимандриту тоя обители Феодору именем, мужу велику въ
добродѣтели и в разумѣ. И ту абие Феодоръ приемлет его
с радостию и тако постризает его съвръшено и дасть ему
то же наименование Кирилъ (Жит. Кирилла Белозерского, 1994, с. 60, 62).
Эта история рассказывается также в житии Стефана Махрищского, написанным Иоасафом, игуменом московского Данилова монастыря. И здесь, как и в житии Кирилла, говорится, что
Стефан возложил на Кузьму иноческое одеяние «просто и несовершенно», изменив при этом ему имя.
Бѣ же тогда въ пресловоущемъ rpaдѣ Москвѣ у самодеръжца околничей, именемъ Тимофѣй, богатствомъ же и честию
паче инѣxъ превосходя. И той имѣя сродника себѣ, именемь Козму, юнна суща, но тысящулѣтна разумомь, от младеньства имѣя страхъ Божий въ сердцы своем, и желая
иноческаго образа жития. Приходитъ къ Стефаноу и молит
его еже облещи его во иноческая. Бѣ бо от многих слыша
добродѣтелное его еже по Бозѣ житие. «Желахъ тебе рече,
от многа времени, о священная главо. Но нынѣ сподоби мя
Богъ видѣти честную ти святыню. Но молю ти ся Господа
ради, не отрини мене грѣшнаго и нетребнаго, подражавый
своего владыку. Онъ убо не отрину, но приемый грѣшники,
мытаря же и блудника. Тѣмже убо приими и мене грѣшнаго якоже онъ тѣхъ приялъ есть. Твое же рече, и твоея святыни дѣло, се аще восхощеши». Сия же и ина многа глаголющоу ему, и слезы якоже рѣки от очию проливающу.
Стефанъ же, видѣвъ любовь его еже к Богу, и разжжение
сердца его и слезы. Паче же прозря яко хощет быти сосуд