Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
34

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

его, но не послушает нас». Умысли же и таковое, еже просто тако и несъвръшено възложити на нь иночьская, еже
и створи.
И възложив бо на нь иночьское одѣание, и нарече имя ему
Кирил, прочее же на Божии воли остави. И тако сему бывающу, приходит преждереченный Стефанъ к Тимофѣю
оному, тому же отъ мирскых молвъ опочинути хотящу
в полудне. Пришедшу же Стефану къ дверем и тлъкнувшу, възвещено бысть Тимофѣю приход Стефановъ. Имяше же велию вѣру къ Стефану игумену, и яко прииде Стефан, въставъ Тимофѣй и поклонися ему, благословениа
прося. Елма же к сим игуменъ Стефанъ: «Богомолець ваш
Кирилъ благословляет», — рече, — оному же въпросившу
от именованиа, и «Кто есть Кирилъ?» — глаголаше. Игуменъ же отвѣща: «Козма, — рече, — бывший слуга вашь.
Нынѣ же ему изволися быти иноку, Господеви работати
и о вас молити». Онъ же, яко услыша, тяжко си внят слово, вкупѣ же и скорби исполнився нѣкая досадителная изрекъ словеса Стефану. Стефанъ же игуменъ, стоя, рече:
«Повелѣно ны есть от Спаса Христа: “Идеже аще приемлютъ вас и послушают, ту пребывайте, а идѣже не приемлют вас ниже послушають, исходящу оттуду, и прахъ
ихъ прилѣпший отъ ногъ ваших отрясайте пред ними въ
свѣдѣтельство имъ”» [ср.: Мк. VI, 11; Мф. Х, 14; Лк. ІХ,
5, Х, 11]. И тако Стефанъ прочее отиде, ничтоже ино глаголавъ.
Жена же того Тимофѣя, Ирина именем, благочестива
и боящися Бога, тяжко си внят Стефаново, паче же Христово, слово. Начят мужа своего увѣщавати, яко такова мужа оскорби, паче же поминаше реченное тѣм слово.
Мужь же ея раскаявся о словесѣх, глаголанных къ Стефану, вѣдый его мужа свята. Тѣмже и въскорѣ посылаеть
възратитися к нему. Тому же пришедшу, Тимофѣй прощениа прошаше, вкупѣ же и Стефанъ прощение приносяше. И сему тако бывающу, и Козьму, нареченнаго Кирила,