Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
32

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

Самуил было получено им при пострижении в малую схиму,
а Феофаном он был назван при посвящении в иеромонахи или
в иеродиаконы (см. о такой возможности ниже, § Х–5).
Можно с уверенностью утверждать, что перемена имени при пострижении в рясофор — недавнее явление в русской церкви. Мы не располагаем примерами ранее XVIII в.;
судя по имеющимся данным, этот обычай появляется сначала на Украине — сюда относятся все приведенные выше случаи, — и естественно предположить, что его распространение
прямо или косвенно связано с церковными реформами патриарха Никона и его последователей, когда в Великой России
появляются представители украинского духовенства (аналогичный процесс наблюдается при изменении имени в великой
схиме, см. ниже, § IV–3)7.
Церковь, и за сию его ревность Униатский Епископ, прозванием Зеленский, в тамошних училищах учинил его Префектом и Диаконом поставил.
И послали его они, Униаты, ради совершеннейшаго, учения в Рим к Папе,
и тамо жил во учении время не малое, и постиг учения многая, и от шуму
ушел, и сам на себя мантию надел без обычнаго пострижения, и паки пришел в Киев, и в начале пришествия своего в Киеве, показался он, Феофан,
зело великий по благочестии ревнитель, за что начали его тамо любить,
и такожде определили быть учителем» (Маркелл Радышевский, 1862, с. 1;
о том, что Феофан был поставлен в дьяконы униатами см. здесь также
на с. 10). См. об этом сочинении: Чистович, 1868, с. 298, 301–318.
На допросе Радышевский показал, что ему Прокопович сказывал, что
мантию сам на себя надел без пострижения и говорил: «Бог-де меня сохранил, что чернеческой диавольской одежды на меня не положили» (Чистович, 1868, с. 307).
7
Для более позднего времени таких примеров не так мало. Герой повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» (1873 г.) Иван Северьянович Голован был пострижен в рясофор и при этом переменил имя: он был
крещен Иоанном в честь св. Иоанна Предтечи, в рясофоре же получил имя
Измаил (Лесков, IV, с. 390, 498, 504). Лесков описывает, видимо, быт
Коневского монастыря на Ладожском озере, тесно связанного с Валаамским монастырем. Пимен, будущий патриарх Московский и всея Руси (в
миру Сергей Михайлович Извеков, 1910–1990), в 1925 г. был пострижен
в рясофор с именем Платон, в 1927 г. — в малый образ с именем Пимен