Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
2. Изменение имени при пострижении в рясофор как поздний обычай на Руси

31

Изменил имя при пострижении в рясофор и Паисий Величковский (1722–1794), в миру Петр, в рясофоре Парфений
или Платон (относительно путаницы с его именами см. ниже,
§ VІІ–2); в дальнейшем он был пострижен в малую схиму, и его
мантийным именем стало Паисий.
То же, возможно, случилось и с Феофаном Прокоповичем (1681–1736). В 1702 г. он был пострижен в Почаевском
монастыре в православные монахи с именем Самуил4. Затем
в 1705 г. он был пострижен в Киеве (в Братском Богоявленском
монастыре) и принял имя Феофан (см.: Чистович, 1868, с. 7–8;
Титлинов, 1913, с. 400; Автухович, 1999, с. 488)5. Здесь нет
противоречия: вероятно, Самуил было его рясофорным именем, а Феофан — мантийным6. Не исключено, впрочем, что имя
До этого Прокопович принял постриг в Бятевском базилианском
(униатском) монастыре с именем Елисей; он был крещен Елеазаром, и таким образом иноческое имя начиналось в данном случае на ту же букву, что и крестильное (что соответствовало принятой традиции, см. ниже,
§ VІ–1). Точно так же Стефан Яворский (1658–1722), в крещении Симеон, сначала был униатом с именем Станислав-Симон, а потом постригся
в Киеве с именем Стефан.
5
Считается, что он был назван Феофаном в честь своего дяди по материнской линии Феофана Прокоповича († 1692 г.) (см.: Автухович,
1999, с. 488). В таком случае и фамилию (девичью фамилию матери) он
взял в честь дяди, т. е. в 1705 г. он оказывается полным тезкой последнего.
Принято считать, что дядя Феофана Прокоповича был наместником
киевского Братского монастыря и ректором Могилянской академии (см.:
Чистович, 1868, с. 1; Титлинов, 1913, с. 399–400; Автухович, 1999,
с. 488). Эти сведения не находят подтверждение в материалах П. М. Строева и Ф. И. Титова (см.: Строев, 1877, стлб. 18; Ф. Титов, 2003, с. 1730).
6
Маркелл Радышевский († 1742 г.), бывший товарищ Феофана, ставший затем его противником, утверждал, что Прокопович самовольно надел
на себя мантию православного монаха, без пострижения в малую схиму.
В сочиненном им «Житии еретика Феофана Прокоповича...» (ок. 1731 гг.)
он говорит: «Рожден он, Феофан, в Киеве, и пришед в возраст, коснулся
учения Риторики, и потом отлучился из Киева в Польшу, и тамо постригся
на Волыне, в Польском городе, Владимире, от Унеатов, в росфор монахом,
и начал быть гонитель на благочестивую нашу Православную Восточную
4