Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
28

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

Описанная традиция — провозглашение (в первый раз) нового имени монаха во время пострижения волос на его голове —
является общей у русских и греков. Вместе с тем у греков существует и другая традиция. В афонских монастырях новое имя
впервые называется во время чтения молитвы «Господи Боже
наш, достойных быти...» (Κύριε ὁ Θεὸς ἡμων, ὁ ἀξίους σοῦ εἶναι
νομοθετήσας...). Иеромонах, совершающий постриг, прерывает
чтение этой молитвы там, где должно быть названо имя монаха.
Игумен называет имя, например «Ефрем, монах», постригающий
повторяет имя и продолжает чтение молитвы (см.: Хризостом
Кацулиерис, 2002, с. 213). Это древнейшая молитва для желающих принять монашество, которая фигурирует уже в Евхологии
Барберини второй пол. VIII в. (Евх. Барберини, № 169). Обычно она входит в чинопоследование малой схимы в качестве огласительной молитвы, читаемой перед пострижением волос11. Таким образом, новое имя монаха, по-видимому, провозглашается
в этом случае н е в о в р е м я пострижения волос, а п е р е д пострижением.

11
См. об этой молитве: Пальмов, 1914, с. 32–37; Б. Успенский, 2016,
с. 87, примеч. 30. В Синайском евхологии она называется молитвой «малого образа» (Син. евх., л. 80 об.).