Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
2. Когда происходит изменение имени?

27

облачится в ризу веселия...», «Брат наш (имярек) приемлет параманд...» и т. д.
Пострижению волос предшествуют огласительные молитвы,
в которых звучат слова «Приими раба твоего (имярек)» (иногда
читается одна такая молитва). Они предполагают произнесение
прежнего, оставляемого имени9.
Противопоставление прежнего и нового имени в обряде монашеского пострижения — древний обычай. В греческих чинах
посвящения в монашество прежнее (оставляемое) и новое (принимаемое) имя могли противопоставляться еще отчетливее. Так,
в чине пострига в просхиму (Τάξις καὶ ἀκολουθία τοῦ προσχήματος)
из схиматология Мессинской библиотеки ХІ–ХІІ в. (Messanensis,
gr. 172, л. 6 об.)10 при пострижении волос провозглашалось:
῾Ο ἀδελφὸς ἡμῶν ὁ δεῖνα, μετονομαζόμενος ὁ δεῖνα, κείρεται
τὴν κόμην τῆς κεφαλῆδ αὐτοῦ, ἐν ὀνόματι τοῦ Πατρὸς...
‘Брат наш, имярек [называется прежнее имя], принявший
новое имя, имярек [называется новое имя], постригается
власами главы своей во имя Отца, и Сына, и Святого Духа’
(Ваврик, 1968, прилож, с. 49*).
Ср. в евхологии XVI в. Синайской библиотеки № 985 (л. 9)
в чине пострижения в рясофор:
῾Ο δοῦλος τοῦ Θεοῦ, ὁ δεῖνα, ὁ μετονομαζόμενος οὕτως, κείρεται
τάς τρίχας τῆς κεφαλῆς αὐτοῦ εἰς τὸ ὄνομα τοῦ Πατρός...
‘Раб Божий, имярек [называется прежнее имя], принявший новое имя, имярек [называется новое имя], постригается власами главы своей во имя Отца, и Сына, и Святого
Духа’ (Дмитриевский, ІІ, с. 869).
В принципе это может быть мирское, крестильное имя или же рясофорное. Ср. ниже, § ІІІ–1.
10
Просхима (πρόσχημα) и протосхима (πρώτο σχήμα) — наименования малой схимы (см.: Пальмов, 1914, с. 84, 246–247, 312).
9