Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
26

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

службы, либо в конце данного обряда — пострижения в малую
схиму, — но перед литургией).
Рассматриваемый обряд имеет греческое происхождение, ср.
в греческих евхологиях XV–XVII вв. (в последовании малой
схимы): братия подходят к новопостриженному монаху со словами Εὐλόγησον, πάτερ, πῶς καλεῖται τὸ ὄνομα σου; (‘Благослови, отче, как зовется твое имя?’), см. евхологии Патмосского монастыря № 691, л. 46 (XV–XVI вв.), Синайской библ. № 975,
л. 370–371об. (XVI в.), монастыря Саввы Освященного № 568,
л. 95 об.–118 (XVI–XVII вв.) (Дмитриевский, ІІ, с. 665, 858,
945–946)7.
2. В требниках прямо не указывается, когда — в какой момент чинопоследования — меняется имя того, кто принимает малую схиму; однако мы знаем это из церковной практики.
Это происходит при пострижении волос, т. е. при пострижении
в прямом (буквальном) смысле этого слова, — когда священник,
взяв ножницы, крестообразно постригает главу монаха, провозглашая: «Брат наш (имярек) постризает власы главы своея...»
(или, соответственно: «Сестра наша...»). В этот момент постригаемый (постригаемая) впервые слышит свое новое имя (см.:
К. Никольский, 1907, с. 745–746)8. Далее следует облачение
в монашеские одежды, где каждый раз (при каждом новом облачении) повторяется новое имя монаха: «Брат наш (имярек)
В евхологии монастыря Саввы Освященного это делается после отпуста, в других евхологиях — после облачения новопостриженного монаха
и вручения ему свечи.
8
Ср. в воспоминаниях митрополита Евлогия: свое иноческое имя он
узнал только во время обряда, когда было провозглашено: «Брат наш Евлогий постригает власы главы своея» (Евлогий Георгиевский, 1947, с. 63;
см. ниже, § VІІ-1).
В обновленческом требнике священника Василия Адаменко говорится:
«Настоятель крестообразно постригает волосы на его голове и дает ему новое имя: “Брат наш (имя) постригает волосы головы своей в знак отречения
от мира, от всего мирского, от личной воли и от всех плотских влечений —
во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”» (Адаменко, 1927, с. 181–182).
7