Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
250

Экскурс ІIІ. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Для полноты картины упомянем гипотезу М. Д. Приселкова,
который попытался отождествить митрополита Илариона и Никона Великого, инока Киевского Печерского монастыря, утверждая, что Иларион в схиме стал Никоном (Приселков, 1911),
и предположение А. И. Яцимирского, согласно которому митрополит Григорий Цамблак (1364/1365–1419/1420) был крещен
Гавриилом, в малой схиме стал Григорием, а в великой схиме
снова стал Гавриилом, т. е. вернулся к своему мирскому имени
(о возвращении в великой схиме к крестильному имени см. вообще § VIII–2); гипотеза Яцимирского основывается на стремлении отождествить Григория Цамблака с книгописцем Гавриилом Уриком (см.: Яцимирский, 1904). В обоих случаях речь идет
о персонажах, которые исчезают с исторической сцены; допущение же о перемене имени в великой схиме открывает широкие
возможности для их отождествления с другими людьми, носящими другое имя.