Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
1. Вопрошение имени у новопостриженного монаха

25

Аналогичный обряд — вопрошение имени у новопостриженного монаха после принятия малой схимы — представлен и в
сербских требниках первой пол. XV в. (ГИМ, Син. 324 и ГИМ,
Син. 307 — Горский и Невоструев, ІІІ/1, № 373 c. 153 и сл.;
Там же, № 374, с. 163 и сл.) с той только разницей, что оно происходит здесь до литургии — сразу после пострижения волос
и облачения в монашеские одежды. Ср.:
Потомь, прїѥмше ѥго братїа въ дїаконикь, остриsають и́,
поюще «Бл[а]жени непорѡчны въ пꙋт[ь]» [Пс. CХVIII].
Діакон[ь] же гл[агол]ѥт[ь] дїаконства тр[и]с[вѧ]т[о]
мꙋ, потомь прок[имен] и ап[о]с[то]ль ї еv[ан]г[е]лїе.
По еv[ан]г[е]лї[и] же прїѥмлѥть игоумьнь еv[ан]г[е]лїе,
и приходить остриженныи братъ и цѣливаѥть ѥ поклонивсе, и прѣдстателꙗ [цѣливаѥть]. И потомь даеть ѥмоу игоумьнь с[ве]тое еv[ан]г[е]лїе и цѣливають с[вя]тое еv[ан]
г[е]лїе и брата, гл[агол]юще «Како ти ѥсть име». Брат же
повѣдаеть ꙗко же емоу ѥсть нареченно име (ГИМ, Син.
324, л. 120–120 об.).
Затем следует литургия5. Вообще пострижение в малую схиму может совершаться на литургии или отдельно от нее6, в зависимости от этого и определяется то, когда игумен спрашивает новопостриженного монаха о его имени (либо в конце всей
Аналогично и в другом сербском требнике того же времени (ГИМ,
Син. 307, л. 26 об.).
6
В Требнике 1639 г. говорится: «В переводѣхъ нашихъ великїѧ
Росїи и малыѧ согласно писано, и в печатныхъ и в писмѧныхъ переводѣхъ, єже постриженїе творити во с[вѧ]тѣи литꙋргїи. И сеи же оуставъ
їєр[оу]с[а]лимъскїѧ и греческїѧ земли и всѣхъ прежнихъ с[вѧ]тыхъ б[о]
гоносныхъ ѡт[е]цъ о постриженїи в’ книзѣ сей в’ потребникѣ иноческомъ
неразрꙋшено обрѧщетъ. Но здѣ оу нас в’ велицѣй Росїи по обычаю семꙋ
мало творимо обрѣтаетьсѧ, єже во с[вѧ]тѣи литꙋргїи постригати. И [е]
смы обоє на произволенїе настоѧтелей положихомъ» (л. 52–53, добавочные листы).
5