Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
Экскурс ІIІ. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

249

по-видимому, было добавлено к тексту послания переписчиком
и, соответственно, не может считаться сколько-нибудь достоверным свидетельством перемены имени.
Р. А. Симонов, основываясь на том, что в заголовке «Вопрошания» Кирика Новгородца иногда вместо имени Кирик
(«Въпрашаниѥ Кюриково», см.: РИБ, VI, № 2, стлб. 21–22,)
стоит имя Кирилл («Впрашани[e] Кирилово», см.: С. Смирнов,
1912, с. 1), считает, что Кирик было его монашеским (мантийным) именем, а Кирилл — схимническим. При этом предполагается, что крестильным именем Кирика было Константин (Симонов, 2013, с. 80–81). Серьезных оснований для всех этих
догадок не усматривается. Уместно отметить, что так же, как и в
случае с Посланием Епифания Премудрого (см. выше), заголовок произведения не является надежным источником.
Согласно Н. С. Стромилову, священноинок Вассиан (XVI —
нач. XVII в.), настоятель Ястребского монастыря, основанного
преподобным Прохором († 1592 г.), перед кончиной принял схиму с именем Василий (Стромилов, 1884, с. 1; ср.: М. Толстой,
1887, с. 228, № 417). Основанием для такого утверждения является то, что в так называемых Кайдаловских святцах (выписки
Н. Кайдалова из святцев конца XVII в.) фигурирует «Василий
преподобный, начальник Прохоровой пустыни на Ястребе реке,
владимирский чудотворец» (Сергий Спасский, 1877, с. 654), память 25 августа. Однако свидетельство источника конца XVII в.
не может быть признано надежным — в эту эпоху перемена имени в великой схиме было уже распространенным явлением (см.
§ IV–1), и Вассиану могло быть приписано схимническое имя.
С. Б. Веселовский утверждал, что Иван Иванович Хабаров,
боярин и воевода эпохи Ивана Грозного, «при первом пострижении получил имя Ионы, а при схиме — имя Иоасафа» (С. Веселовский, 1969, с. 323). Это никак не следует из цитируемого им
текста (ср.: А. Титов, 1906, с. 31), в Послании Ивана Грозного
в Кирилло-Белозерский монастырь Хабаров (по-видимому, малосхимник) называется «Асафом», т. е. Иоасафом (Иван Грозный, 1951, с. 191).