Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
248

Экскурс ІIІ. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

архиереев — Прохора († 1328 г.) и Трифона († 1468 г.): как
тому, так и другому может приписываться Сказание о явлении
Толгской иконы и, соответственно, основание Толгского монастыря. Предположение, что Трифон является схимническим
именем епископа Прохора, было высказано Димитрием Ростовским с тем, чтобы устранить это противоречие (Димитрий Ростовский, 1705, л. 330); Толгский монастырь был основан Тихоном, тогда как Прохор, живший намного раньше, не мог иметь
отношения к его основанию (см.: Горшкова, 1991, с. 6–8; Макарий Булгаков, ІІІ, с. 530, примеч. 66* [примечание А. А. Турилова]).
Распространено мнение, что князь Игорь Ольгович (см.
о нем: Экскурс II, § 2) при постриге в малую схиму получил имя
Гавриил, а в великой схиме стал Игнатием (из последних работ
см., например: Кузьмин и Пятнов, 2009, с. 162). При этом считается, что его крестильным именем было Георгий. Это мнение
восходит к работе М. Н. Бережкова, который соединил показания нескольких синодиков позднего происхождения (Бережков,
1893, с. 32, примеч. 2, 42, примеч. 36; ср.: Зотов, 1892, с. 264,
примеч. 31). В одном из них, синодике Николаевского монастыря в Киеве, Игорь не упоминается, но фигурирует князь схимник
Игнатий. В синодике Киево-Печерской лавры, напротив, князь
упоминается под своим династическим именем Игорь. Все эти
сведения недостоверны, в летописных источниках нет ни крестильного, ни монашеского, ни великосхимнического имени Игоря Ольговича (см. подробнее: Литвина и Ф. Успенский, 2006,
с. 561–562).
А. Д. Седельников считал, что послание Епифания Премудрого к Кириллу, написанное в 1415 г., адресовано архимандриту тверского Спасо-Афанасьева монастыря Корнилию, предположив, что Кирилл — это имя, принятое Корнилием в великой
схиме (Седельников, 1926, с. 175). Это допущение кажется голословным. Следует иметь в виду, что в единственном списке
послания Епифания (РНБ, Сол. 1474–15) имя Кирилл фигурирует только в заглавии, но не в самом тексте послания; оно,