Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
Экскурс ІIІ. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

247

как название Рязани), т. е. Иона Рязанский. Однако этот аргумент явно недостаточен. Кроме того, в грамоте упоминается отчина, но вотчину могли иметь не только князья. Сколько-нибудь
явных оснований для отождествления Ионы Переслава с Олегом
Рязанским не усматривается.
Два иноческих имени приписываются и Софье Витовтовне,
жене князя Василия Дмитриевича: согласно распространенному мнению, в малой схиме она была Евфросинией, а в великой
схиме — Синклитикией (Клочков, 1909, с. 147). Действительно, имя Синклитикия зафиксировано как монашеское имя этой
княгини (ПСРЛ, V, 1851, с. 271; ПСРЛ, VI/2, 2001, стлб. 126,
примеч. 7). Что же касается имени Евфросиния, то есть основания полагать, что оно возникло в результате недоразумения.
Дело в том, что большинство летописей говорит о кончине Софьи Витовтовны (в монашеском чине, но без указания иноческого имени) в 1453 г., прибавляя, что она была погребена рядом
со своей свекровью, женой Дмитрия Донского Евдокией (в иночестве Евфросинией):
Того же лѣта [1453]... преставися великаа княгини Софьа
Василiева Дмитреевича въ мнишескомъ чину; и положена
того же дни въ монастыри у Възнесенiа на Москвѣ, идѣже
и свекры еа великаа княгини Евдокѣа, нареченнаа въ мнишескомъ чину Ефросинiа (ПСРЛ, VIII, 1859, с. 144; ср.:
ПСРЛ, XII, 1901, с. 109)
По-видимому, Софье Витовтовне было приписано в свое время монашеское имя ее свекрови.
Целый ряд авторов утверждает, что ростовский епископ
Прохор († 1328 г.), предполагаемый автор Жития митрополита Петра, перед смертью принял схиму с именем Трифон
(см.: Макарий Булгаков, ІІІ, с. 107, 154; Сергий Спасский,
ІІІ, с. 571; Н. Барсуков, 1882, стлб. 465; В. Васильев, 1893,
с. 94; Голубинский, 1903, с. 427; Шилов, 1910, с. 101). Это
недоразумение, отражающее пóзднее смешение двух ростовских