Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
3. Насильственный постриг как средство расторжения брака

245

Из манифеста, в частности, выясняется, что ростовский епископ Досифей поминал Евдокию Федоровну, называя ее «царицею Евдокиею» (а не под иноческим именем Елена) (Там же,
с. 480–481, прилож. 160)27.
Слова «для некоторых своих противностей и подозрения»
были прибавлены в текст манифеста собственноручно самим Петром. Публикуя этот манифест, Петр открыто заявлял, таким
образом, что пострижение царицы Евдокии было не добровольным, но принудительным.
Как видим, при насильственном постриге — будь то устранение политического противника или расторжение брака — Петр I
на фоне новаторских реформ выказывает себя как консерватор,
следуя древнерусской традиции.

Позднее, в 1730 г., епископ Воронежский Лев Юрлов был обвинен
в том, что, получив известие о восшествии на престол Анны Иоанновны,
не отслужил благодарственного молебна, но вместо того сочинил и по церквам разослал ектенью «о благоверной Государыне Царице Евдокии Федоровне и о державе их, и о благоверных Царевнах» (Дело о Феофане Прокоповиче, 1862, с. 73). Он был лишен архиерейского сана и расстрижен;
мы говорим о нем в § Х–7.
27