Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
244

Экскурс II. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

к которой она сперва привезена была в келью, которая
сказала, что она вздевала на себя чернеческое платье
на малое время, и потом скинула, а пострижена не была;
и тое казначею взял я за караул (Устрялов, VI, с. 458–
459, прилож. 149).
15 февраля 1718 г. Евдокия Лопухина писала Петру I:
Всемилостивейший Государь! В прошлых годех, а в котором не упомню... по обещанию своему, пострижена я была
в Суздальском Покровском монастыре в старицы, и наречено мне было имя Елена. И по пострижении, в иноческом платье ходила с полгода; и не восхотя быти инокою,
оставя монашество и скинув платье, жила в том монастыре
скрытно, под видом иночества, мирянкою. И то мое скрытие объявилось через Григория Писарева... А я обещаюся
по прежнему быти инокою и пребыть в иночестве до смерти
своея... Вашего величества нижайшая раба, бывшая жена
ваша Авдотья (Устрялов, VI, с. 467, прилож. 152).
5 марта 1718 г. был издан манифест:
Понеже всем известно, как духовным, так и мирским особам, как в прошлом 207 году... царскаго величества бывшая царица Евдокия в Суздале в Покровском девичьем монастыре, для некоторых своих противностей и подозрения,
постриглась и наречено имя ей Елена. А по некоторому
известию царскому величеству явилось, что она, бывшая
царица, монашеское платье с себя скинула и ходила в мирском... и в таблице, взятой того монастыря из Благовещенской церкви на жертвеннике, явилось то подлинно, по которой ее поминали царциею Евдокиею, а не монахинею
Еленою; а государыни царицы и великия княгини Екатерины Алексеевны поминовению в той таблице не написано
(Устрялов, VI, с. 477, прилож. 160).