Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
3. Насильственный постриг как средство расторжения брака

243

с. 173–174). Живя в монастыре, она вступила в любовную связь
с майором Степаном Глебовым, присланным в Суздаль для рекрутского набора. Позже Глебова посадили на кол, и впоследствии он был предан анафеме (Там же, 176–177)26.
После того как Петр женился вторично и у него появился
сын от новой жены, царевич Петр Петрович (1715–1719), который был объявлен в 1718 г. наследником престола, Петру было
важно доказать, что его первая жена постриглась. Ср. доношение капитана-поручика Григория Скорнякова-Писарева от 10
февраля 1718 г.:
По указу вашего величества, в Покровский Суздальский
монастырь я приехал сего февраля 10 в полудни и бывшую царицу вашего величества видел таким образом, что
пришел к ней в келью, никто меня не видел, и ее застал
в мирском платье, в телогрее и в повойнике, и как я осматривал писем в сундуках, и нигде чернеческого платья
ничего не нашел, токмо много телогрей и кунтушей разных цветов. Испрашивал я того монастыря казначею,
26
Мысль о предании Глебова анафеме пришла Петру в голову
на праздник Успения, во время богослужения: ср. «Великий Государь Царь
и Великий Князь Петр Алексеевич, всеа Великия и Малыя и Белыя Руси
Самодержец, будучи в церкви Успение Пресвятыя Богородицы, во время
божественнаго пения сего Августа 15 дня [1721 г.], указал по имянному
своему Великаго Государя указу: Стефана Глебова, в безприкладном преступлении и безстрашии и в письменном против Его Царскаго Величества
народном возмушении... явившагося, которой, по жестокости своей и непокаянному сердцу, когда по Его Царского Величества правам достойная
ему Глебову казнь чинена, свойственнаго по христианской должности покаяния не принес и причастия Святых Таин не точию не пожелал, но и
отвергся, и клятве церковной, яко злолютый преступник и таковыя святейшия тайны презиратель и отметник, сам себя подверг, иметь от Святейшаго Правительствующаго Синода во анафеме вечно и с прочими, проклятию и анафеме подпадшими, во всех Российских церквах, где в неделю
православия воспоминание таковым бывает, повсегодно его Глебова анафематствовать» (ПСПР, І, с. 232–233, № 179).