Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
242

Экскурс II. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Аналогичным образом князь Никита Андреевич Хованский
расстался со своей женой, Дарьей Михайловной (сестрой Дмитрия Пожарского), которая была пострижена в 1645 г. под именем Леонида (Петров, I, с. 326; Варганов, 1971, с. 161).
В дальнейшем и Петр I использовал постриг своей жены как
способ расторжения брака, причем, в отличие от Василия III,
это не скрывалось и, соответственно, не порождало официальной версии о добровольном постриге царицы. Находясь за границей (он был в путешествии в 1697–1699 гг.), Петр решил
развестись с женой, Евдокией Федоровной Лопухиной, и распорядился, чтобы ее склонили к добровольному постригу, однако
царица на это не согласилась. По возвращении из-за границы
Петр решил прибегнуть к постригу насильственному. У Евдокии Федоровны был отбран сын, Алексей Петрович, и в 1699 г.
она было отправлена в Суздальский Покровский монастырь.
По именному царскому повелению Варлааму, архимандриту
Суздальского Спасо-Евфимьева монастыря, царица Евдокия
была пострижена иеромонахом Иларионом под именем инокини Елены (Устрялов, III, с. 188–191 и с. 446, прилож. І/56)25.
Через полгода она скинула с себя монашеское платье и оставила монашество, продолжая жить в монастыре. В монастыре
ее поминали под мирским именем как «благочестивейшую великую государыню царицу Евдокию Федоровну» (С. Соловьев, ІХ,
вынуждали своих жен принять постриг. По свидетельству Котошихина,
муж, желаюший развестись с женой, «умыслит над нею учинить чтоб она
постриглас[ь], а будет по доброi его воле не учинитъ, не пострижется, и он
еѣ бьет и мучитъ всячески i вмѣсте с нею не спитъ до тѣхъ мѣстъ, что она
похочет постричися сама» (Пеннингтон, 1980, с. 168). Ср. также: «а которыi ч[е]л[о]в[ѣ]къ видѧ свою жену увѣчною илi не совѣтливу отступѧ
от неѣ сам пострижется» (Там же). Так или иначе, и в этом случае пострижение выступало как средство расторжения брака.
25
Согласно свидетельству И. Корба, распоряжение Петра о пострижении Лопухиной первоначально не было выполнено, поскольку «нашлись
лица, дерзнувшие не считать сие повеление справедливым» (Корб, 1997,
с. 92). По этому делу были обвинены и арестованы архимандрит и четыре
священника.