Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
3. Насильственный постриг как средство расторжения брака

241

...преставися царица царевича Ивана Ивановича, сына
царя Ивана Васильевича всеа Русiи, а была пострижена въ
Суздалѣ, въ Покровскомъ дѣвичьѣ монастырѣ, а была дочь
Богдана Юрьевича Сабурова; а постригъ еѣ царь Иванъ
Васильевичъ при царевичѣ Иванѣ Ивановичѣ, роскручинился.
...преставися царица Парасковья Михайловна, царевича Ивана жъ Ивановича... а постригъ еѣ царь Иванъ Васильевичъ при царевичѣ (ПСРЛ, XIV, 1910, с. 150; ср.:
ПСРЛ, XXXIV, 1978, с. 228).
Выбор иноческих имен для Евдокии Сабуровой и Феодосии
Соловой объясняется созвучием с их крестильными именами: Евдокия стала Александрой по созвучию с именем Авдотья (неканоническая форма имени Евдокия). Что же касается Феодосии
Соловой, то она, видимо, в крешении носила имя Пелагея (см.
§ VI–1).
Еще ранее, ок. 1555 г., с именем Евпраксия была пострижена Евдокия Александровна Нагая, жена князя Владимира
Андреевича Старицкого (двоюродного брата Ивана Грозного),
после чего Владимир Андреевич вскоре женился на другой Евдокии, Евдокии Романовне Одоевской († 1569 г.). Сохранилось
блюдо с надписью, сделанной от лица старицы Евпраксии:
Сие блюдо велела зделати в домъ пречистои Б[огороди]це
ч(е)стнаго и славнаго ея Покрова бл(а)говернаго кн(я)зя
Владимира Андреевича кн(я)гин(я) старица Еоупраксея
(Трофимова, 1982, с. 168, № 53).
Очень вероятно, что инциатива расторжения брака и заключения брака нового исходила непосредственно от царя Ивана
Грозного24.
24
Если царь или великий князь могли просто распорядиться о насильственном пострижении, то их поданные, не обладая такими возможностями,