Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
24

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

На этом служба заканчивается: иерей вручает новопостриженного монаха старцу, и тот отводит его к чудотворцу, «его же
храмъ или гробъ», а потом в свою келью. Ничего подобного не происходит ни при облачении в рясу, ни при пострижения в великую
схиму2; этот обряд характеризует именно и исключительно принятие малой схимы. Не менее показательно, что чинопоследование
пострижения в малую схиму предваряется обычно в московских
печатных требниках списком иноческих имен — «Имена калугером» (см., например: Требник, 1624, л. 276–278 об.; Требник,
1625, л. 271–274; Требник, 1633, л. 271 об.–274 об.; Требник,
1636, л. 101 об.–104 об.; Требник, 1651, л. 246 об.­–249 об.3; ср.
также рукописный служебник и требник Дионисия Зобниновского 1630-х гг. (РГБ, ф. 173.І, 183), л. 577–578 об.)4.
спрашивая: “Как твое имя, брат?” Постриженный называет вновь данное
ему имя, а каждый из приветствующих братьев кланяется ему и отходит
со словами: “Спасайся в ангельском чине”» (Адаменко, 1927, с. 188). См.
также об этой традиции в современной Русской церкви: Польсков, 2009,
с. 389.
2
См. соответствующие чинопоследования: Требник, 1639, л. 1–4 об.
и л. 23 об.–46 об.
3
В Требнике 1639 г. соответствующая статья под названием «Имена
инокѡмъ і инѡкинѧмъ...» помещена в конце книги (л. 410–428 об.).
4
В московских печатных требниках статья «Имена калугером» присутствует вплоть до никоновского Требника 1658 г., изданного при патриархе Никоне. В этом и последующих требниках второй пол. XVII в. она
опущена со ссылкой на то, что подобной статьи нет в требниках греческих;
статья эта заменяется статьей «Сословие имен по алфавиту», которая помещается не перед чином пострижения в малую схиму, а в конце требника
(приобретая, таким образом, значение общего именослова, не связанного
с чином иноческого пострижения). Так, в Требнике 1658 г. в конце последования малой схимы сообщается: «Вѣдомо бꙋди и ѡ семъ, ꙗкѡ имена
здѣ монаховъ на рѧдꙋ не положиша сѧ, саѧ ради вины, понеже ихъ в греческихъ нѣсть. вѣденїѧ же ради всѧкомꙋ здѣ положишасѧ в конецъ книги» (с. 241); ср. список имен — «Сословїе именъ по алфавитꙋ» — в конце
Требника на листах, не имеющих пагинации. См. то же: Требник, 1680, л.
110 и 442–453 об.; Требник, 1688, л. 112 и 433–439 об.; Требник, 1697,
л. 98 и 382–388.