Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
3. Насильственный постриг как средство расторжения брака

239

То, как поступил со своей женой Василий III, будучи по существу беспрецендентным, создавало прецедент.
В 1586 г. митрополит Дионисий (он возглавлял Русскую
церковь с 1581 по 1586 г.) с боярами решил предложить царю
Федору Ивановичу, по примеру Соломонии, развестись со своей неплодной супругой Ириной Федоровной, урожденной Годуновой, отпустив ее в монастырь (см.: Карамзин, Х, стлб. 45–46
и примеч. 147 [стлб. 31]; Лилеев, 1891, с. 102–103)21; была
выбрана и невеста — дочь опального князя Ивана Федоровича Мстиславского († 1586 г., см. о нем выше, § IV–7 и в § 2
настоящего Экскурса), свояченица царя Симеона Бекбулатовича (Петрей, 1997, с. 271–272; ср.: Карамзин, Х, стлб. 45–46,
примеч. 147 [стлб. 31]; Забелин, 1901, с. 280–281). Вмешательство Бориса Годунова, брата царицы Ирины Федоровны,
помешало реализации этого плана; митрополит Дионисий был
сведен с кафедры и отправлен в Хутынский монастырь (Строев, 1877, стлб. 6), а предполагаемая невеста царя была насильно пострижена в монахини с именем Ирина (Маржерет, 2007,
с. 154; ср.: Карамзин, Х, стлб. 45–46 и примеч. 147 [стлб. 31];
Лилеев, 1891, с. 103). Сохранилась надпись с надгробной плиты в московском Симоновом монастыре, где эта дочь Ивана Федоровича Мстиславского, скончавшаяся в 1639 г., поименована как «старица княгиня Ирина Ивановна» (ДРВ, XIX, с. 388;
Максимович, IV, с. 245); кроме того, известны многочисленные
вклады в монастыри (Троице-Сергиев, Симонов), которые она
сделала по царице-инокине Ирине (в иночестве Александре)
Годуновой, по своей сестре Анастасии (в иночестве Александре, жене Симеона Бекбулатовича), по брату Федору Ивановичу Мстиславскому и, наконец, по самой себе (Маржерет, 2007,
с. 246, примеч. 191 [примеч. В. Д. Назарова])22.
Впоследствии у Федора Ивановича и Ирины Федоровны родилась
дочь, царевна Феодосия (1592–1593).
22
У И. Ф. Мстиславского было несколько дочерей, причем две из них
известны под именем Ирина (в работе А. П. Барсукова эти две сестры перепутаны и объединены в одно лицо — А. Барсуков, 1894, с. 20, № 13;
21