Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
238

Экскурс II. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

великая княгини Соломания пострижена бысть в черници
безплодия ради у Рожества пречистые на Рве и нареченна
бысть инока Софья (ПСРЛ, XXXIV, 1978, с. 15).
По свидетельству С. Герберштейна, Соломония сопротивлялась постригу:
В монастыре, несмотря на слезы и рыдания, митрополит сперва обрезал ей волосы, а затем подал монашеский
куколь, но она не только не дала возложить его на себя,
а схватила его, бросила на землю и растоптала ногами.
Возмущенный этим недостойным поступком Иоанн Шигона (Schigona), один из первых советников, не только выразил ей резкое порицание, но и ударил ее плеткой, прибавив: «Неужели ты дерзаешь противиться воле государя?
Неужели медлишь исполнить его веление?» Тогда Саломея [имеется в виду Соломония] спросила его, по чьему
приказу он бьет ее. Тот ответил: «По приказу государя».
После этого она, упав духом, громко заявила перед всеми, что надевает кукуль против воли и по принуждению
и призывает Бога в мстители столь великой обиды, нанесенной ей (Герберштейн, 1988, с. 87).
Поступок Василия III был воспринят как из ряда вон выходящее явление (см., в частности, оценку этого события у Курбского в «Истории о великом князе Московском» — Кунцевич,
1914, стлб. 162–163; Ерусалимский, II, с. 7). Согласно официальной версии, отразившейся в русском летописании, постриг был совершен не только с согласия, но даже и по просьбе Соломонии Сабуровой (ср., например: ПСРЛ, XIII/1, 1904,
с. 15)20.
20
В Житии Евфимия Суздальского Соломония Сабурова именуется
схимонахиней (Токмаков, 1889, прилож., с. 16). О принятии ею великой
схимы ничего более не известно.