Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
236

Экскурс II. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Шуйских. И князь велики, едучи в Литву, с собя платье
черное скинул, а царица с собя платье черное скинула же
по благословению патриарха Гермогена московскаго и всеа
Русии, а жила в Покровском монастыре в Суздале (ПСРЛ,
XXXIV, 1978, с. 212–213)17.
Практика принудительного пострига как средства политической борьбы продолжалось и в новое время. К числу наиболее
выразительных эпизодов принадлежат пострижения царевны
Софьи Алексеевны и ее сестры, царевны Марфы Алексеевны. 21
октября 1698 г. Софья была пострижена в малую схиму с именем Сусанна (см. § VIII–2). Позднее, в 1703 г., она приняла великую схиму (с именем Софья), но это уже было связано не с политической ситуацией, а с ожиданием скорой кончины18. Марфа
Алексеевна приняла постриг в ноябре 1698 г. с именем Маргарита (Устрялов, III, с. 237; С. Соловьев, VII, с. 574).
После опалы Меншикова, в 1728 г. была принудительно пострижена его свояченица (сестра жены), Варвара Михайловна Арсеньева († 1729 г.), одна из самых влиятельных женщин своего времени; она была обер-гофмейстериной при дворе своей племянницы
Марии Меншиковой, невесты Петра ІІ. При постриге Варвара Арсеньева получила имя Варсонофия (Арсеньевы..., 1890, с. 177).
Итак, насильственный постриг, вообще говоря, не предполагает пострижения в великую схиму (что же касается пострига предсмертного, то это оказывается фактически обязательным
правилом).
17
Лишившись престола, Шуйский перестает называться царем, поэтому он называется здесь великим князем. Между тем жена его продолжает называться царицей: слово царица, в отличие от царь, не несет
в себе политических притязаний.
18
Впрочем, по сообщению А. И. Манкеева, после дела Шакловитого
«царевна Софья Алексеевна, оставив правительство, пошла в монастырь,
где жила непострижена» (Манкеев, 1799, с. 447). Если стоящее особняком указание Манкеева верно, это может означать, что, будучи отправлена
в монастырь, Софья постриглась в малую схиму по собственному желанию.