Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
2. Насильственный постриг как средство устранения соперника

235

И. Ф. Мстиславский принял великую схиму с именем Иосиф (см.
§ IV–7).
В 1610 г. царь Василий Иванович Шуйский был смещен с престола и насильственно пострижен с именем Варлаам (ПСРЛ,
XXXIV, 1978, с. 256); так же, как Филарет и Симеон Бекбулатович, после пострига Шуйский был сослан. Василий Иванович отказался, однако, произнести слова монашеского обета, и другой
человек, князь Василий Тюфякин, произнес их за него. На этом
основании патриарх Гермоген не признавал Василия Шуйского
монахом: он считал монахом князя Тюфякина, а не Шуйского:
Прiехаша ко царю Василью на старой дворъ, начаша его
постригати. Онъ же противу воспросовъ на постриганiи
отвѣту не даяше и глаголаше имъ: «нѣсть моево желанiя
и обѣщанiя къ постриганью». Выступи жъ изъ нихъ единой
заводчикъ, князь Василей Тюфякинъ. Той же за нево отрицашеся, и тако его постригоша и отвезоша ево въ Чюдовъ
монастырь. Царицу жъ его такожъ неволею постригоша въ
Вознесенскомъ монастырѣ. Патрiархъ же Ермогѣнъ вельми о томъ оскорбися. Царя жъ Василья нарицаше мiрскимъ
имянемъ, царемъ, а тово князь Василья проклинаше и называше его инокомъ (ПСРЛ, XIV/1, 1910, с. 100).
Таким образом, Гермоген звал Шуйского не Варлаамом,
но Василием, тогда как князя Тюфякина, напротив, именовал
не Василием, а Варлаамом.
Одновременно с царем Василием Ивановичем была пострижена его жена, царица Мария Петровна Буйносова-Ростовская.
При постриге она получила имя Елена, которое соответствовало
не династическому Мария, а крестильному Екатерина. Так же,
как и ее муж, она отказалась признавать себя монахиней («на постриганiи отвѣту не даяше» — ПСРЛ, XIV/1, 1910, с. 100). Ср.:
А великого князя Василия сослали в Литву к королю
и братию его князя Дмитрея, и княгиню его, и князя Ивана