Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
2. Насильственный постриг как средство устранения соперника

233

Насильственное пострижение Марии Нагой сопоставляется, таким образом, со смертью ее сына и трактуется как «второе
убийство».
В 1600 г. по инициативе Бориса Годунова был принудительно пострижен Федор Никитич Романов (племянник царицы Анастасии Романовны, будущий патриарх Филарет, 1553–1633)
и в качестве монаха Филарета был сослан в Антониев-Сийский
монастырь. Одновременно была пострижена и его жена, Ксения
Ивановна (урожденная Шестова, † 1631 г.), которая в иночестве стала Марфой.
С опалой Романовых связано и пострижение в 1601 г. шурина Федора Никитича, князя Ивана Васильевича Сицкого
(† 1608 г.): он стал иноком Кожеозерского монастыря, получив
при постриге имя Сергий (о мотивах выбора иноческого имени
см. § V–1). Его жена, Евфимия Никитична (урожденная Романова, † 1602 г.) была тогда же пострижена с именем Евдокия
(Снегирев, 1843, с. 130–131).
В 1606 г. Лжедмитрий І распорядился постричь царя Симеона Бекбулатовича († 1616 г.), условно поставленного на царство
в 1575 г. при Иване Грозном (см. об этом поставлении: С. Соловьев, ІІІ, с. 565; Лилеев, 1891, с. 25–26; Николаев, 1904,
с. 466–467; Б. Успенский, 1996а, с. 155–156). С прекращением правящей династии Рюриковичей (после смерти царя Федора
Ивановича в 1598 г.) это условное поставление начинает рассматриваться как реальное: в присяге на верность Борису Годунову
(в 1598 г.) и его сыну Федору Борисовичу (в 1605 г.) присягавшие обязывались не хотеть на Московское царство «царя Симеона Бекбулатова и его детей» (С. Соловьев, IV, c. 353, 421)14.
В присяге Борису Годунову говорилось: «...царя Симеона Бекбулатова и его дѣтей и иного никого на Московское государство не хотѣти
видѣти, ни думати, ни мыслити, не семьитись, ни дружитись, ни ссылатись
съ царемъ Симеономъ ни грамотами, ни словомъ... ни которыми дѣлы, ни
которою хитростию; а кто мнѣ учнетъ о томъ говорити, или кто учнетъ съ
кѣмъ о томъ думати и мыслити, что царя Симеона или сына его, или иного кого нибудь на Московское государство посадити, и язъ то свѣдаю или
14