Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
2. Насильственный постриг как средство устранения соперника

231

пострижены, принимали это как волю Божью; в качестве же отрицательного примера он упоминает своего предка, князя Рюрика Ростилавича, о котором мы говорили выше:
Что, собака, и пишешь и болезнуеш, совершив таковую
злобу? И чему подобен советъ твой будет, паче кала смердяй? Или мниши праведно быти, еже от единомысленниковъ твоихъ злобесныхъ учиненно, еже иноческое одеяние
свергши и на кристьян воевати? Или се есть нам на отвещание, яко невольное пострижение? Ино несть сие, несть.
Како убо Лествичникъ рече: «видех неволею ко иночеству
пришедших и паче вольних исправившихся»? А чесо убо
сему слову не подрожасте, аще благочестиви есте? Много же и не в Тимохину версту [т. е. более знатных, чем
Тимофей Пухов-Тетерин] обрящеши, тако постриженных,
и не поправше иноческого образа, глаголю же и до царей.
Аще ли же кои дерзнуша сие сотворити, себе убо ничим же
пользоваша, наипаче в горшая телесная и душевная погибели приидоша, яко же князь великий Рюрик Ростиславич
Смоленский, пострижеся от зятя своего Романа Галицково.
Смотри же благочестия княгини его: восхотевшу ему взяти ея из невольнаго пострижения, она же не восхоте мимотекущаго царьствия, но паче нетленного, но пострижеся
и в схиму; Рюрик же убо, разстригшеся, многи крови хрестьянския пролия и святыя церкви и монастыри пограбя,
и игуменов и поповъ и черньцов помучи и до конца княжения не може удрьжати, но имя его без вести бысть. Тако же
и во Цареграде множайши сего обрящеши: овем убо носы
урезанны; инем же во мнишеская одеянным бывшим и на
царьство паки наскочившим, и зде убо горчайша смерти
прияша, тамо же бесконечны муки прияша, пониже убо санолюбия ради и гордости сие сотвориша. Сие же от владычествующих, кольми же паче от работных! Божий суд
ожидает иже ангельский образ поправшим! Много же и не
в давных летех постриженных и от синглита превелика,