Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
230

Экскурс II. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

В 1563 г. после доноса на Старицких княгиня Евфросиния Андреевна Старицкая (урожденная княжна Хованская), мать князя Владимира Андреевича, двоюродного брата Ивана Грозного,
была насильно пострижена с именем Евдокия и отправлена в Горицкий монастырь, ею основанный; в 1569 г. как мать, так и сын
были убиты по приказу царя.
Практика насильственных пострижений, широко применяемая Иваном Грозным, в 1564 г. становится предметом полемики
в переписке князя Андрея Курбского и царя Ивана
Курбский в послании к царю заявляет, что насильственные
пострижения являются ничем иным, как поруганием ангельского
(монашеского) образа:
...тѣм нарꙋгаетсꙗ ангелски образ [царем Иваном] егда сꙗ
на нѣкоторых разгнѣваетсꙗ тогда силою во мнихи стрижет ихъ
и со женами и с малыми дѣтками ї в вѣчное предает заточение
затворꙗюще ихъ в м[о]н[а]ст[ы]рѣх твердых в темных кѣлиях
и чиняще св[ꙗ]тые мѣста твердынями адскими согласꙋюще емꙋ
и потыкающе треокаꙗные нѣкоторые лꙋкавые мнихи (Первое
послание к Ивану Грозному — Ерусалимский, ІІ, с. 297; Кунцевич, 1914, стлб. 5–6, примеч. 26).
В своем ответе царь оправдывает практику насильственного пострижения и считает возмутительным, когда постриженный
таким образом отказывается от иноческих обетов. В частности,
именно это произошло с Тимофеем Ивановичем Пуховым-Тетериным, который был принудительно пострижен в Сийском монастыре, после чего в кон. 50–60-х годов XVI в., «сметав платье
чернецкое... в Литву збежал» (Памятники дип. сн., с. 226). Грозный с негодованием говорит об отказе Тетерина-Пухова от иноческих обетов и ссылается на древние прецеденты — он вспоминает византийских императоров, которые будучи насильственно
О некоторых случаях насильственного, по-видимому, пострижения
в XVI–XVII вв. см.: Варганов, 1971, с. 148–164.