Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
2. Насильственный постриг как средство устранения соперника

229

послоух, ꙗко не повелѣлъ, ни наоуцилъ, а то оуже Б[ого]
ви соудити». И рѣша емоу моужи его: «Без лѣпа ѡ немь печаль имѣеши, ѡже людемъ речи ꙗко Изѧславъ оуби и́ или
повелѣлъ оубити, но то кн[ѧ]же Б[ог]ъ вѣдаеть и вси людье...» (ПСРЛ, ІІ, 1908, стлб. 354–355).
По-видимому, пострижение Игоря как в малую, так и в великую схиму было вынужденным. При интерпретации этих событий следует иметь в виду, что изложение летописца не является
беспристрастным: он явно хочет оправдать Изяслава Мстиславича (в частности, он оправдывает нарушение им крестного целования). Тенденциозный летописец, по-видимому, стремится
вписать случившееся с Игорем Ольговичем в традицию предсмертного пострига, тогда как в действительности Игоря принуждают постричься политические противники. Традиция княжеских предсмертных пострижений, как мы говорили выше,
началась позже описываемых событий (во второй пол. XII в., см.
Экскурс І, § 3), но составителю Киевской летописи естественно
думать, что эта традиция уже существовала. Перед нами, таким
образом, явный анахронизм10.
Примеры насильственного пострижения известны и в более
позднее время. В нач. XVI в. Василий III, по свидетельству С.
Герберштейна, «заточил в монастырь» княгиню Аграфену, жену
великого рязанского князя Ивана Васильевича, которая после смерти своего мужа правила Рязанским княжеством (Герберштейн, 1988, с. 136). Можно предположить, что заточение в монастырь великой княгини сопровождалось постригом11.
М. Н. Бережков считал, что киевский князь Игорь Ольгович в малой схиме получил имя Гавриил, а в великой схиме — Игнатий (см.: Бережков, 1893, с. 42, примеч. 36); это произвольный домысел, основанный
отчасти на догадках, отчасти — на отождествлении людей с разными именами. Монашеское имя (и, тем более, имена) Игоря Ольговича нам неизвестны.
11
Ср. ниже (в § 3 настоящего Экскурса) о насильственном постриге
Соломонии Сабуровой, который совершает тот же Василий III.
10