Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
228

Экскурс II. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

обязав других князей признать его старшинство (ПСРЛ, ІІ,
1908, стлб. 320). После смерти Всеволода (1146 г.) Игорь стал
княжить в Киеве, но князь Изяслав Мстиславич, нарушив крестное целование, овладел Киевом и посадил Игоря в поруб в переяславском Ивановском монастыре (Там же, стлб. 328). Находясь в заключении, Игорь послал к Изяславу, заявляя о своем
давнем желании постричься:
И пришедъ Изѧславъ Мьстиславичь къ Киевоу. И бѣ Игорь
разболѣлъсѧ в пороубѣ и бѣ болен велми. И присла Игорь
къ Изѧславоу, молѧсѧ и кланѧꙗсѧ река тако: «Брат[е], се
боленъ есми велми, а прошу оу тебе пострижениꙗ. Была
бо ми мысль на пострижение еще в кн[ѧ]женьи своемъ [т. е.
когда он был черниговским князем]. Ны[нѣ] же оу ноужи
сеи боленъ есмь велми и не чаю собѣ живота» (ПСРЛ, ІІ,
1908, стлб. 337).
В 1146 г. Игорь был пострижен в малую схиму в Переяславле, привезен в Киев, и там в Федоровском монастыре был пострижен в схиму великую:
и повелѣ сѧ постричи Ефимью еп[и]с[ко]поу [Евфимий был
епископом Переяславским]... и приведоша Киевоу в манастырь с[вѧ]т[о]го Федора и призва игоумена и братью,
свершивъ же сѧ ѡбѣщалъ, пострижесѧ в манастырь с[вѧ]
т[о]го Федора в скимоу (ПСРЛ, ІІ, 1908, стлб. 337–338).
После этого киевляне убивают Игоря (ПСРЛ, ІІ, 1908, стлб.
349–355). Сразу же возникает мысль о том, что это сделано
было по наущению Изяслава, и Изяслав вынужден в этом оправдываться:
И реч[е] Изѧславъ своеи дроужинѣ: «То мнѣ есть порока [т. е. ‘упрек, обвинение’] всѧког[о] ѡт людии не оуити,
тѣмъ есть рѣчи: “Изѧславъ велѣлъ”, но тому Б[ог]ъ