Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
2. Насильственный постриг как средство устранения соперника

227

в том, что Ярослав и его сыновья видели в Судиславе соперника
в борьбе за киевский стол.
Следует подчеркнуть, что насильственное пострижение
на Руси не обязательно предполагало облачение в великую схиму. Так, в 1205 г. галицкий князь Роман Мстиславич постриг
в монахи своего тестя, киевского князя Рюрика Ростиславича,
его жену Анну и их дочь Предславу (свою первую жену). Вскоре
после этого Роман Мстиславич был убит; узнав о его смерти, Рюрик Ростиславич сбросил монашеские одежды и вернулся на киевский стол.
Рюрик предложил сделать то же своей жене, но та не только
отказалась вернуться в мир, но, для того чтобы полностью исключить такую возможность, приняла великую схиму:
Рюрик же, слышавъ се, ѡже оубьенъ быс[ть] Романъ, иже
бѣ и́ постриглъ, и сметѧ с себе чернечьскыѣ порты и сѣде
Киѥвѣ. И хотѧшеть и жену свою ростричи. Слышавши же
се, жена ѥго и пострижесѧ в скыму (ПСРЛ, І/2, 1927,
стлб. 425–426)9.
Это с очевидностью означает, что князь Рюрик и члены его семьи были пострижены в малый иноческий образ (в малую схиму).
Иначе обстоит дело с князем Игорем Ольговичем († 1147 г.),
которому его брат Всеволод в 1145 г. завещал киевский стол,
как монастырь, так и церковь были построены Ярославом в честь своего
небесного патрона (день освящения Георгиевской церкви — 26 ноября —
стал общерусским праздником). По-видимому, он жил в этом монастыре.
9
См. подробный анализ этого эпизода: Литвина и Ф. Успенский,
2012. Очевидно, что Анна трактует случившееся с ней в сугубо религиозной перспективе, как проявление Божьей воли, тогда как для Рюрика
это событие осмысляется исключительно в политическом ключе. Отголосок
этого династического противостояния просматривается затем в конфликте
сыновей Рюрика и Романа, Владимира и Даниила. Так, Владимир Рюрикович, князь Киевский, в 1228 г. отправился в поход на Даниила Романовича, заявив: «ѡ[те]ць его постриглъ ѡтца моего» (ПСРЛ, II, 1908, стлб.
753).