Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
1. Постриг вдов

225

Леонида, и государь дал ей в вотчину город Лух да волость
Ставрову (ПСРЛ, XXXIV, 1978, с. 228)6.
Постриг Елены Ивановны продолжает череду постригов жен
царевича, но в предыдущих случаях пострижение использовалось как средство расторжения брака (см. ниже, § 3 настоящего
Экскурса).
На этом фоне особенно любопытна история Евпраксии Всеволодовны (императрицы Адельгейды), дочери киевского князя
Всеволода Ярославича. Евпраксия была отдана замуж за границу, и ее вторым мужем стал императором Генрих IV. Брак оказался крайне неудачным, и после череды публичных скандалов,
когда Евпраксия обвинила своего супруга в сатанизме и других
преступлениях, она рассталась с мужем и вернулась в Киев. Когда на Русь пришло известие о кончине императора Генриха (он
умер в августе 1106 г.), Евпраксия приняла монашеский постриг:
В се же лѣт[о] [1106 г.] пострїжесѧ Еоупракси Всеволожа
дщї м[ѣ]с[ѧ]ца декаб[рѧ] въ 6 [дьнь] (ПСРЛ, I/1, 1926,
стлб. 281).
Со всей очевидностью, это не был предсмертный постриг:
Евпраксия прожила в иночестве около трех лет и скончалась
в 1109 г. (ПСРЛ, I/1, 1926, стлб. 283). Она приняла постриг,
овдовев.
Во всех упомянутых случаях мы имеем дело с пострижением
в малую, а не в великую схиму7.
Елена Ивановна (в инокинях Леонида) именуется в летописях «царицей». По-видимому, это указывает на то, что ее муж, царевич Иван Иванович, был соправителем своего отца, Ивана Грозного.
7
Анна Кашинская (в иночестве София) скончалась в великой схиме
(см. § IV–8). Судя по всему, овдовев, она приняла малую схиму, а перед
смертью — великую.
6