Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
1. Постриг вдов

223

например, вдову полоцкого князя Романа Всеславича. Она была
игуменьей монастыря, в котором в первой пол. XII в. приняла
постриг с именем Евфросинья ее родственница, полоцкая княжна Предслава (см. житие Евфросинии Полоцкой — КушелевБезбородко, IV, стлб. 172).
Вопрос о постриге княгини, которой в скорое время предстояло стать вдовой, мог быть предметом отдельных распоряжений в княжеском завещании. Так, волынский князь Владимир
Василькович († 1288 г.) специально оговаривает на смертном
одре, что в будущем предоставляет своей супруге полную свободу в выборе жизненного пути:
…а кнѧгини моа по моемь животѣ, ѡже восхочеть в черничѣ поити поидеть, аже не восхочеть ити, а како еи любо.
мнѣ не восставши смотрить что кто иметь чинити. по моемь животѣ (ПСРЛ, II, 1908, стлб. 904).
Из этого текста, сохранившегося в составе Галицко-Волынской летописи, отчетливо видно, что постриг овдовевшей княгини был чрезвычайно распространенным и потому легко прогнозируемым явлением.
После кончины мужа, нижегородского князя Андрея Константиновича († 1378 г.), принимает постриг его жена Анастасия (Василиса)2; в иночестве она становится Феодорой:
по преставленіи мужа своего пострижеся во иноческій
чинъ Діонисіемъ архимандритомъ Печерьскымъ, и наречена бысть Феодора... (ПСРЛ, ХІ, 1897, с. 41–42).
После кончины в 1428 г. Петра Дмитриевича, князя Дмитровского и Угличского (сына Дмитрия Донского), монахиней
стала его жена Евдокия Полуектовна, приняв иноческое имя
2
О двух мирских именах этой княгини — Анастасия и Василиса —
мы говорим в § IV–8.