Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
4. Специфика свидетельств о предсмертном постриге у мирян

221

о преставлении Бориса Годунова в 1605 г.: «...преставися царь
Борис Федоровичь всея Русии изволеньем Божиим в чернцех и в
схиме наречен бысть Боголеп» (ПСРЛ, XXXIV, 1978, с. 241);
ср., между тем, в «Новом летописце»: «...внезапу пріиде на нево
болѣзнь люта и едва успѣ поновитись и постричи» (ПСРЛ, XIV,
1910, с. 63).
Итак, упоминание о постриге перед смертью могло подразумевать пострижение в великую схиму, даже если об этом специально не говорится; слово мнишеский чин употребляется в этом
случае как общее понятие, без дифференциации великого и малого иноческого образа29.

В 1609 г. старец Троице-Сергиева монастыря Сергий Фомин (мирское имя его было Степан), раненный во время осады монастыря войсками
Лжедмитрия ІІ, писал своей матери: «...государыне моей матушке Марье
Офонасьевной вскормленик твой и работник твоего великова жалованья,
сынишка твой старец Сергиища Фомин много Бога молит и челом биет...
А про меня пожалуете похотите спрошать, и яз, дал Бог, у Живоначалной Троицы в Сергиеве монастыре, у преподобных чюдотворцов Сергия
и Никана в болнице: обмокся. Начаюся у Христа милости, буду жив; после Петрова дни по первой понеделник жив в иноческом оброзе, а пострижан, грехом своим, при смерти; а здесь нам на раны не давали ничего,
а преди Бог волен» (Морозов, 1998, с. 452). Авраамий Палицын писал
об осаде Троице-Сергиева монастыря: «Изочтошя же троицких всяких побитых людей того дни 174 человеки да раненых 66 человек. Архимарит же
убьенных погребе честно соборне, а раненых постричи повеле, от них же
Иван Внуков — во иноцех Иона, Иван Есипов — во иноцех Иосиф, Данило Дмитреев сын протопоповъ с Москвы от Покрова со рву — во иноцех
Давид, троицкие слуги Данило Селевин, Меркурей Айгустов — в иноцех
Мефодей, и иные многие; и причастишяся святых таин Христа Бога нашего, преставишяся ко Господу» (Державина и Колосова, 1955, с. 156; ср.:
РИБ, ХІІІ, 1909, стлб. 1080). Мы не знаем, были ли пострижены все эти
раненые в малую или в великую схиму.
29