Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
220

Экскурс I. Предсмертный постриг в Древней Руси

в записях, говорящих о предсмертном постриге, не свидетельствует о том, что упоминаемое лицо было пострижено только
один раз (в малую, а не великую схиму).
Так, если в Суздальской летописи говорится о смоленском
князе Давиде Ростиславиче (под 1197 г.): «Престависѧ кнѧзь
Д[а]в[ы]дъ Смолиньскыи. и постригъсѧ и в скымѣ бывъ» (ПСРЛ,
І/2, 1927, стлб. 414), то в Киевской летописи сообщается, что
Давид Ростиславич «престависѧ... приимъ мнискыи чин» (ПСРЛ,
ІІ, 1908, стлб. 702). Тверская летопись упоминает, что Мария
Шварновна, жена великого князя Всеволода Большое Гнездо,
в 1206 г. «пострижесѧ... въ черници и въ скиму» (ПСРЛ, XV,
1863, стлб. 301), между тем, в Суздальской летописи говорится,
что она «пострижесѧ... во мнишеский чин» (ПСРЛ, І/2, 1927,
стлб. 424). Никоновская летопись говорит о смерти рязанского князя Олега Ивановича в 1402 г.: «преставися князь велики
Олегъ Ивановичь Рязаньскій во иноцехъ и в схимѣ, нареченный
во святѣмъ крещеніи Іаковъ, а въ мнишескомъ чину Іакимъ»
(ПСРЛ, ХІ, 1897, с. 188); ср. в Симеоновской летописи сходный текст без упоминания схимы: «преставися князь Олегъ Рязанскыи, нареченныи въ святомъ крещеніи Іаковъ, а въ мнишьскомъ чину Іоакимъ» (ПСРЛ, XVIII, 1913, с. 150).
Столь же неоднозначно может описываться затем пострижение Бориса Годунова. Бельский летописец сообщает
жены новгородского князя Ярослава Всеволодича в 1244 г.: «Преставися княгиня Ярославляя, у монастыри святого Георгиа принявши мнишкий чин... и наречено бысть имя еи Ефросинья» (ПСРЛ, ІІІ, 2000, с. 298,
ср. с. 79). Воскресенская и Никоновская летописи сообщают о кончине
в 1399 г. Марии Александровны, последней жены Симеона Гордого, которая перед смертью приняла постриг — «въ мнишескомъ чину Фетинiа»
(ПСРЛ, VIII, 1859, c. 72; ср.: ПСРЛ, XI, 1897, с. 172). В Софийской,
Воскресенской, Никоновской, Львовской, Московском летописном своде
и других летописях говорится о кончине в 1407 г. «въ мнишескомъ чину»
Евдокии Дмитриевны, жены Дмитрия Донского; она перед смертью приняла постриг с именем Евфросинья (ПСРЛ, VI/2, стлб. 23; ПСРЛ, VIII,
1859, с. 81; ПСРЛ, XI, 1897, с. 198; ПСРЛ, ХХ, 1910, с. 223; ПСРЛ,
XVIII, 1913, с. 154; ПСРЛ, XXV, 1949, с. 236).