Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
218

Экскурс I. Предсмертный постриг в Древней Руси

мости (при ожидании близкой кончины) эти два обряда совершались непосредственно один за другим (иногда в сокращенной
форме); при этом происходило соединение и одновременно сокращение двух чинопоследований: малого и великого образа (Прилуцкий, 1912, с. 203)26.
Эта последовательность действий может отражаться в летописных записях. Так, достаточно обычным в летописи является сообщение, что тот или иной князь преставился «в чернецах
и в схиме» и т. п. (под «схимой» имеется в виду, конечно, великая схима)27. Вместе с тем упоминание о пострижении в великую
образъ, то оубо первое дѣйство сотворити все по оуказу малаго образа. І
егда совершитсѧ каѳисма 17, “Блажени непорочніи”, и по ней гл[аго]летъся канонъ великаго образа, и все по рѧду сотворити, ꙗкоже здѣ указано»
(л. 54 об.).
26
Существовали также сокращенные чины великого образа: в обиходниках XVII в. встречается «чин великаго ангельскаго образа, сокращенный вмалѣ нужда ради» (Прилуцкий, 1912, с. 203 — со ссылкой на рукописи Тр.-Серг. 756, л. 39 и Тр.-Серг. 47, № 758, л. 96). В Византии
сокращенный чин великой схимы известен с XI в. (Пальмов, 1914, с. 205,
ср. с. 204–212).
27
См., например, в Суздальской летописи известие о смерти переяславского князя Владимира Всеволодовича в 1227 г.: «престависѧ кнѧз[ь]
Володимеръ, нареч[е]ный в с[вѧ]т[е]мь кр[е]щении Дмитрии, постригъсѧ
и в скиму» (ПСРЛ, І/2, 1927, стлб. 450), муромского князя Давыда Юрьевича в 1228 г.: «престависѧ... в черньцих и в скимѣ» (Там же) или новгородского и галицкого князя Мстислава Мстиславича Удатного в 1228 г.:
«престависѧ... в черньцих и в скимѣ» (Там же). См. также в Симеоновской
летописи о смерти рязанского князя Олега Ингваревича в 1258 г.: «преставися... въ чернцѣхъ и въ скимѣ» (ПСРЛ, XVIII, 1913, с. 71), князя
Дмитрия Ярославича (брата Александа Невского) в 1269 г.: «преставися
князь Дмитреи Ярославичь... постригъся въ чернци и въ скиму отъ епископа Ростовскаго Игнатья» (Там же, с. 73), ярославского и смоленского князя Федора Ростиславича Черного в 1300 г.: «преставися... въ чернцѣхъ
и въ скимѣ» (Там же, с. 84), московского князя Даниила Александровича в 1304 г.: «преставися... въ чернцѣхъ и въ скимѣ» (Там же, с. 85), московского князя Ивана Даниловича Калиты в 1340 г.: «преставися... въ
чернцѣхъ и въ скимѣ» (Там же, с. 93), ярославского князя Василия Давыдовича. в 1345 г.: «преставися... въ чернцѣхъ и въ скимѣ» (Там же, с. 95),