Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
216

Экскурс I. Предсмертный постриг в Древней Руси

В 1462 г. Василий II (Темный), чувствуя приближение смерти, захотел принять постриг, однако ему не дали это сделать:
...восхотѣ въ черньци пострищися, и не даша ему воли
(ПСРЛ, XII, 1901, c. 115; ПСРЛ, XXV, 1949, с. 278).
Если верить Татищеву, сын Василия Темного, Иван ІІІ, перед смертью (1505 г.) отказался принять постриг:
Великий же князь Иван Васильевич нача тогда вельми изнемогати и призва преосвясченного Симона митрополита,
и отца своего духовнаго протопопа Иеремия, и чада своя,
проси, да сотворят над ним соборование елеем. Митрополит же нача его увесчевати, да восприимет святый ангельский чин. Он же рече: «Что мне пользует пострижение
влас, их же множицею стригох, и ростяху паки; или что
пользует черная одежда, юже и преж носих; асче не будут
дела моя Господу Богу приятна, и ныне уже не имам время
благо что сотворити, но едино есть, еже каятися о гресех
своих и смиритися, их же неправедно ведением неведением
оскорбих» (Татищев, V–VI, 1996, c. 100).
История Татищева, вообще говоря, недостоверный источник,
но косвенным подтверждением сказанного им может быть то обстоятельство, что в 1533 г., когда умирал сын Ивана III — Василий III, — бояре спорили у постели умирающего, надо ли тому
постригаться, ссылаясь на традицию:
Князь великий Владимир киевский умер не в чернецах...
И иные великие князья не в чернецах преставились...
(С. Соловьев, ІІІ, с. 292; ПСРЛ, XXIV, 1978, с. 23; ПСРЛ,
ХХІХ, 1965, с. 125).
Ростиславич: «престависѧ... и постригъсѧ и в скымѣ бывъ» (ПСРЛ, І/2,
1927, стлб. 414); и т. п.