Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
3. Предсмертный постриг в великую схиму в династическом контексте

215

быть, и объясняет колебания князя Ростислава и его отказ в конце концов принять постриг22. Любопытно, что князь Ростислав,
говоря игумену Поликарпу о своем желании постричься в монахи, вспоминает императора Константина, с которым он, по-видимому, молитвенно общался:
...самого правовѣрнаго ц[еса]рѧ Костѧнтина слышахъ
гл[агол]авша: “Аще бых вѣдалъ... ч[е]ст[е]нъ ликъ чернецьскии въсходѧща съ анг[е]лы къ престолу Г[оспод]ню
бес пристава [sic! т. е. беспрестанно] снѧлъ бых вѣнець
и багрѧницю [и принял бы постриг]» (ПСРЛ, ІІ, 1908,
стлб. 531).
Ростислав Мстиславич так и не решился стать монахом
и скончался (в 1168 г.) в миру. Вскоре после этого, однако, начинаются княжеские предсмертные постриги23.
Киево-Печерский патерик говорит о Николе Святоше, иноке Печерского монастыря († сер. ХІІ в.), что до него ни один князь добровольно
не принял постриг («Помысли же сего князя, его же ни единъ князь в Руси
сътвори: волею бо никто же вниде в чернечество» — Патерик, 1911, с. 86,
ср. также с. 84). Никола Святоша постригся в монахи 17 февраля 1106 г.
(ПСРЛ, І/1, 1926, стлб. 281; ср.: ПСРЛ, VI/1, 2000, стлб. 218).
В этом свидетельстве Патерика о Николе Святоше важно слово «волею». Насильственное пострижение, призванное лишить князя власти,
уже до этого имело место на Руси (см. ниже, о пострижении Судислава
Владимировича: Экскурс II, § 2).
23
Так, уже в 1179 г. схиму приняла сестра Ростислава, жена киевского князя Всеволода Ольговича: «престависѧ кнѧгини Всеволожаꙗ, приемьши на сѧ чернечкоую скимоу. И положена быс[ть] в Киевѣ оу с[вѧ]т[а]
го Кюрилла юже бѣ сама создала» (ПСРЛ, ІІ, 1908, стлб. 612). В 1194 г.
ее сын, киевский князь Святослав Всеволодович, заболев и ожидая скорой
кончины (которая, по его предчувствию, должна была случиться 1 августа, в день святых Маккавеев, на так называемый Первый Спас; ср.: Литвина и Ф. Успенский, 2010, с. 138–151), «велѧ сѧ постричи в черньци...
и престависѧ» (ПСРЛ, ІІ, 1908, стлб. 680), в 1195 г., владимиро-волынский князь Всеволод Мстиславич «престависѧ... приемъ мнискыи ѡбразъ»
(Там же, стлб. 683–684), в 1197 г. постригся смоленский князь Давыд
22