Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
2. Предсмертный постриг в великую схиму у мирян

213

ром является греховным и может свести на нет благодатные действия схимы.
В Древней Руси мы знаем случай коллективного предсмертного пострига. В 1238 г., когда татары захватили Владимир
на Клязьме, князь Всеволод Юрьевич с матерью, своими людьми
и владыкой Митрофаном «внидоша въ святую Богородицю и истригошася вси въ образъ [вариант: въ образъ чрънечьскии] и въ
скыму» (ПСРЛ, ІІІ, 2000, с. 287). Ср., вместе с тем, в Повести
о Псково-Печерском монастыре описание осады монастыря войсками Стефана Батория в 1581–1582 гг.:
Таже осадный голова Юрьи Нечаевъ и весь синьклит,
совѣтовавъ, повелѣша отказати посланнымъ от короля
за ограду старцу Тернуфию, тако зовому. Старец же Тернуфий оболокся во весь иноческий чинъ великого образа,
показавъ главу из стѣннаго окна, отказа сице: «Аще и предастъ насъ Господь за грѣхи наша, но должни есмы вси
по Христѣ умрети в дому Пречистыя Богородицы, в немже
прияхомъ сей великий аггельский чинъ. Якоже мя единаго сицева видите, тако вси мы готовы умрети за государя
нашего царя и великого князя отчину, и за святыя церкви,
и за закон православныя нашея християньския вѣры, а монастыря коралю вашему не отдадим». Таже и вси людие, то
же слово ркуще с стѣны оградные с воплемъ, дерзостнѣ отказаша и начаша ихъ с стены стреляти, они же посрамлени
побѣгоша, ничтоже обрѣтше (Охотникова, 2005, с. 504).
Показательно, что старец Тернуфий17 разговаривает с поляками, облачившись в великий иноческий образ, и говорит, что все
готовы умереть в монастыре, «в немже прияхомъ сей великий аггельский чинъ». Сходное поведение в минуту смертельной опасности наблюдалось среди насельников Комельского Троицкого
17

реля).

Тернуфий — по-видимому, форма имени Фармуфий (память 11 ап-