Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
212

Экскурс I. Предсмертный постриг в Древней Руси

Следует отметить, что в княжеской среде практика предсмертного пострижения оказывается более регулярной, чем в среде монашеской (при том что, как мы упоминали выше, сама эта практика у мирян восходит к монастырской традиции)15.
Обычай предсмертного пострижения связан с представлением о том, что монашеский постриг, подобно крещению, очищает человека от всех предшествующих грехов (ср. § IV–8). Cр.
в записях Тённиса Фенне (1607 г.): посхимися — «когда человек болен, его постригают, так что он может умереть в святом состоянии. Но если он выздоровеет, он не должен покидать
комнату, где он лежал и должен совершенно отречься от мира
до своей смерти» (Фенне, ІІ, с. 223)16. Общение с внешним миІІІ сначала не было мантии и ее дал снять с себя троицкий келарь Серапион Курцов, а потом положили и схиму ангельскую (ПСРЛ, ХXXIV, 1978,
с. 23; ПСРЛ, ХІІІ/2, 1906, с. 418; ПСРЛ, ХХІХ, 1965, с. 126). Имя Варлаам дано было Василию ІІІ, скорее всего, в честь Варлаама Хутынского
(см.: Литвина и Ф. Успенский, 2006, с. 490).
Митрополит Киприан, отвечая игумену Афанасию (1390–1405 гг.),
возражал против подобной практики: «Аще убо человѣкъ при смерти, а языкъ отъимется отъ него, не годится стричи его; мертвое бо овча
на жертву неприемлимо есть» (РИБ, VI, № 32, стлб. 256); сам ответ говорит о том, что такая практика существовала. В азбуковнике XVI в. есть
статья о запрещении постригать в монахи умирающих (см.: Пруссак, 1915,
с. 23, со ссылкой: РНБ, O.XVI, № 1, л. 135 об.).
15
Мы знаем примеры, когда тяжело заболевший монах живет в монастыре, не принимая великой схимы. Так, не принял предсмертной схимы Феодосий, бывший архиепископом Новгородским с 1542 по 1550 г. Он
умер после долгой болезни в 1563 г. в Иосифове Волоколамском монастыре (Кунцевич, 1898). В 1567 г. скончался в болезни, не принимая схимы,
и епископ Тверской Акакий (Макарий Веретенников, 1986, с. 72–75).
16
Примеры отказа от пострига, обусловленные надеждой на исцеление, известны. Так, ростовский князь Борис Василькович († 1278 г.), оказавшись в Орде, заболел и захотел принять постриг, однако находящаяся при нем княгиня Марья уговорила князя отказаться от этого решения,
«чааша бо живота его», т. е. надеясь на выздоровление мужа (ПСРЛ, Х,
1885, с. 154). Ср. вместе с тем § IV–6 о снятии великой схимы после выздоровления.