Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
2. Предсмертный постриг в великую схиму у мирян

211

начинают принимать великую схиму — первоначально, возможно, подражая монахам.
Со второй пол. ХІІ в. пострижение перед смертью в великую
схиму получает распространение в княжеской среде (см.: Голубинский, І/2, с. 667; Сазонов, 1994, с. 16); в дальнейшем то
же продолжают делать и цари, вплоть до Романовых — у последних, по-видимому, такой родовой традиции не было13. Если
смерть приходила преждевременно, то иногда — в исключительных случаях — постригали и после смерти, как это случилось
с Иваном Грозным и как, по-видимому, могло случиться с Василием ІІІ; это свидетельствует об устойчивости данного обычая14.
и причетникъ пострижеть» (РИБ, VI, № 12, стлб. 132,). В данном случае
речь не идет, по-видимому, о пострижении перед смертью в великую схиму,
т. е. имеется в виду пострижение мирянина в схиму малую.
13
Предсмертный постриг в роду Романовых имел место лишь в отдельных случаях. Так, Никита Романович Юрьев-Захарин, шурин Ивана Грозного (брат царицы Анастасии), скончался в 1586 г., приняв схиму
с именем Нифонт (Снегирев, 1843, с. 130). Дочь Михаила Федоровича,
царевна Анна Михайловна, постриглась перед смертью с именем Анфиса
(Манкеев, 1799, с. 424).
14
Ср. в Московском летописце о смерти Ивана IV (1584 г.): «И духовник ево Феодосей Вятка возложил на него, отшедшего государя, иноческий
образ и нарекоша во иноцех Иона» (ПСРЛ, ХХХІV, 1978, c. 229). Иначе
в Никоновской летописи: Иван «впаде въ недугъ... тяжекъ и узнавъ свое
отшествіе къ Богу и повелѣ митрополиту Деонисію себя постричи, и нарекоша имя ему Иона» (ПСРЛ, XIV/1, 1910, с. 34).
Уже отец Грозного, Василий ІІІ, в случае скоропостижной кончины
предусматривал такую возможность; умирая (в 1533 г.), он говорил: «Если
не дадут меня постричь, то на мертвого положите монашеское платье...»;
его постригли, по-видимому, в бессознательном состоянии, с именем Варлаам (С. Соловьев, ІІІ, с. 293; ПСРЛ, VI, 1853, c. 274; ПСРЛ, XХXIV,
1978, с. 23, ср. с. 20; ПСРЛ, ХІІІ/2, 1906, с. 418; ПСРЛ, ХХІХ, 1965,
с. 6). Речь идет, конечно, не просто об облачении в монашеские одежды,
но о совершении обряда монашеского пострижения (с переменой имени),
ср.: «И възлегъ великій государь Василій, болѣзнуя при смерти, пострижеся во иноческый образъ и въ схыму... а наречено имя ему въ иноцѣхъ Варлаамъ» (ПСРЛ, ХІІІ, 1904/1, с. 76; ПСРЛ, VIII, 1859, с. 285). В летописях, которые мы цитируем, описывается, как при пострижении Василия