Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
4. Изменение имени: всегда ли оно сопровождалась пострижением?

21

В другом месте (Послание монаху Феодосию о рясофорных
иноках) Вальсамон говорит о том, что настоятели монастырей
сразу — без положенного испытательного срока — облачают
приходящих к ним в монашеские одежды и переименовывают,
после чего уже окончательно постригают в полный монашеский
образ:
οἰ σήμερον κατὰ πᾶσαν τὴν οἰκουμένην ἡγουμενεὐοντες
τοὺς προσερχομὲνους αὐτοῖς, μηδὲ διημερεύσαντας
σχεδὸν εἰς πολιτείαν μοναδικὴν, οὐ μόνον ἀποκριματίστως
μετασχηματίζουσι
καὶ
μετονομάζουσιν,
ἀλλὰ
καὶ
τελειοποιοῦσι δι᾽ ἀποκάρσεως
‘нынешние настоятели по всему свету тех, кто к ним
приходит, хотя они еще и дня не прожили в монастыре,
не только необдуманно переоблачают и переименовывают,
но еще и окончательно принимают в монахи через пострижение’ (Раллис и Потлис, IV, с. 507; Минь, CXXXVIII,
стлб. 1376).
Итак, изменение имени при Вальсамоне происходило у новоначальных монахов без предварительного пострижения. В дальнейшем, однако, переименование в рясофоре начинает связываться с пострижением (см. ниже, § ІІІ–3).
У нас есть свидетельства того, что изменение имени у новоначальных иноков могло иметь место еще до Вальсамона,
а именно, в XI в. Так, Антоний Печерский († 1073 г.) переименовал пришедшего к нему купца по имени Чернь, дав ему имя
Исакий:
на них монашеское платье, за что претерпевал побои как от Никона,
так и от родителей этих детей («совъкупи к собѣ оуных, и вскладаше
на нь [sic!] порты чернечьскыꙗ» — ПСРЛ, I/1, 1926, стлб. 196; Патерик, 1911, с. 130).
Если в одних случаях облачение в монашеское платье воспринималось
как синоним пострижения, то в других случаях оно выступает как начальный обряд посвящения в монашество.