Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
1. Предсмертный постриг в великую схиму в монастырях

209

И погребенъ бысть в лѣто 7141 [= 1633] году маия въ 10
ден[ь] (Белоброва, 2006, с. 398).
Архимандрит Дионисий (в миру Давид) известен в монашестве только под именем Дионисий, принятым им в малой схиме
(ок. 1601 г.). Надо полагать, что в великой схиме имя его не изменилось9.
Не исключено, что традиция иноческого предсмертного пострига могла быть представлена в различных монастырях с различной степенью интенсивности. Так, если судить по Житию
Иосифа Волоцкого Саввы Черного, она была довольно глубоко
укоренена в Иосифовом-Волоколамском монастыре, хотя здесь
встречается отдельное указание на ее бытование и в других обителях. Согласно житию, предсмертный постриг принимает сам
Иосиф («самъ положи на собѧ свѧтꙋю схимꙋ» — Невоструев,
1865, с. 64), заболев и почувствовав приближение кончины, постригается инок Виссарион, которого братия за простоту прозвала Селифаном («положивъ на собѧ свѧтꙋю схимꙋ» — там же,
с. 28)10, уже после кончины Иосифа Волоцкого принимает постриг перед смертью инок Арсений, в миру князь Андрей Андреевич Голенин («и повелѣ на собѧ положити свѧтꙋю схѵмꙋ» —
там же, с. 67)11.
В цитированном пассаже содержатся уникальные сведения, говорящие о бюрократизации предсмертного пострига в Московской Руси
в XVII в. Монахи Троице-Сергиева монастыря сначала не решаются постричь умирающего архимандрита, не испросив предварительно разрешения патриарха (Филарета). В конце концов они все же делают это на свой
страх и риск, отправив патриарху письмо. Принятие великой схимы без
благословения вышестоящего лица — даже в экстремальной ситуации! —
является, видимо, вопиющим нарушением правил.
10
О Виссарионе, которого в монастыре называли Селифаном, см.
выше, § Х–5.
11
Повествование Саввы Черного включает в себя также рассказ о последних днях матери Иосифа Волоцкого, Марины Саниной (в иночестве
Марии). Согласно житию, незадолго до кончины она захотела повидаться с сыном, но тот не пустил ее к себе в монастырь. Инокиня Мария была
9