Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
208

Экскурс I. Предсмертный постриг в Древней Руси

в монашеском обиходе мог восприниматься предсмертный постриг в великую схиму8.
Приведем еще описание принятия великой схимы перед кончиной Дионисием Зобниновским († 1633 г.), архимандритом
Троице-Сергиева монастыря (из Жития Дионисия, написанного
Симоном Азарьиным в 1640-е гг.):
Егда же приспѣ время преставления сего преподобнаго отца нашего архимарита Дионисия, от здѣшнаго вѣка
во онъ преселитися, — повѣдаша тии, иже при его смерти
прилучишася, — и тогда никако от церкве не отлучаяся,
якоже преже обыклъ, уже зѣло немощенъ сый. Наканоне
смерти своея обѣдню служаше самъ, и к вечерне, и к заутрени, и к обѣдне и в самый той день исходя, не хотя убавити подвигу своего. Того же дни, егда в вечернее время
приспѣ, в самый благовѣстъ, воставъ, наложи на себя клобукъ и монатью, хотяше итти в церковъ. Братия же, иже
ту, не дающе ему изыти ис кѣлии его, мняху бо яко пот
от лица его изходитъ. Он же, зря себѣ конечно уже изнемогаема, прося схимы; нѣцыи же не дающе ему воли схимитися, опасающеся первосвятителя. И вскоре послаша
доложити з грамотами, и того же часа видѣвше его изнемогающа и желающа схимления. Приступивше священницы
и диакони начаша схимити, ему же стоящу едва от болѣзни
изнемогая. И еще не довершившу нѣкоихъ молитвъ, сѣдъ
на постели своей, нѣкиихъ от братии благословивъ рукою
и прекрестивъ лице свое, возлеже на своемъ одрѣ, очи свои
смеживъ и руцѣ свои самъ на перси положивъ, душу свою
в руцѣ Господеви предаде, многъ плачь и сѣтование братии остави по себѣ. Святѣйший же патриархъ Филаретъ
повелѣваетъ тѣло его к Москвѣ привести; и отпѣвъ надгробная, привезоша его в монастырь, в немже поработавъ.
8
Ср., однако, ниже, примеч. ???, примеры того, как монахи не принимают великую схиму перед смертью.