Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
1. Предсмертный постриг в великую схиму в монастырях

207

В первоначальной редакции жития Зосимы и Савватия Соловецких со слов Савватия рассказывается, как инок Соловецкой обители по имени Елисей во время рыбного промысла узнал
о своей скорой кончине и ужаснулся, «понеже не оу сподобисѧ великаго ѡбраза ангельскаго, еже есть скыма». Поскольку
на промысле не было священника, по совету братии, в том числе
и самого Савватия, Елисей собственноручно возложил на себя
схиму, т. е. схимническое одеяние5. На следующее утро монахи,
проснувшись, не обнаружили Елисея; вскоре он вышел им навстречу, но схимы на нем было. Елисей объяснил, что его похитили бесы и сорвали с него схиму6. Монахи нашли схиму и,
видимо, возложили ее опять на Елисея, но тот продолжал скорбеть, желая принять постриг. Они отправились в путь по реке,
с великим трудом добрались до монастырского двора на реке
Суме, позвали священника, но Елисей уже скончался. В житии
описывается, как Елисей чудесным образом ожил с тем, чтобы умереть опять, приняв великую схиму (Минеева, II, с. 69–
71)7. Этот пример позволяет оценить, насколько обязательным
Ср. в этой связи выражения «положивъ на собѧ свѧтꙋю схимꙋ»,
«самъ положи на собѧ свѧтꙋю схимꙋ», употребленные в Житии Иосифа
Волоцкого при описании того, как инок Виссарион, а затем и сам Иосиф,
принимают схиму перед своей кончиной (Невоструев, 1865, с. 28, 64). См.
§ IV, примеч. ???.
6
Одна из возможных интерпретаций этого эпизода: бесы смогли сорвать с Елисея схиму, поскольку облачение в схимнический образ предполагает постриг.
7
Из этого рассказа явствует, между прочим, что Савватий Соловецкий не был священником. Об этом писал в свое время Андрей Денисов,
киновиарх старообрядческого беспоповского Выговского общежительства,
полемизируя с Феодосием Васильевым по актуальному для беспоповцев вопросу о том, можно ли, не будучи священником, постригать в монахи. Андрей Денисов утверждал, что Савватий священником не был и при этом
постриг своего ученика Марка (ставшего иноком Макарием) (см.: П. Смирнов, 1909b, с. 60–61; ср.: Б. Успенский, 2016, с. 93, примеч. 40). Таким
образом Савватий, согласно преданию, мог постригать в монашество, однако из Жития Савватия мы видим, что он не решился совершить великий
иноческий постриг.
5