Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
206

Экскурс I. Предсмертный постриг в Древней Руси

болній лежа, и обрѣтоша вся спяща: отца же, и матерь его,
и рабы. И с тѣми внидоша ко блаженному, и вси исполнишася благоуханіа, и видѣша сего весела и радостна, и облечена въ одѣжю мнишескую. И въпросиша того: «кыимъ
постриженъ бысть, и что слышахомъ гласъ пѣніа?». Рече
к ним больныи: «азъ мню, яко игуменъ, пришедъ съ братиею, постриже мя и Пимина ми имя нарече» (Патерик,
1911, с. 125–126)3.
Все идут в церковь, будят пономаря, тот отмыкает церковь
(она была заключена после вечерней молитвы); люди видят власы на гробе св. Феодосия и свечу горящую и решают:
«Разумѣимъ же добрѣ о бывщемъ чюдеси, аще вмѣниться, рече, сему въ уставное постриженіе». И говорят ему:
«довлѣеть ти, брате Пимине, отъ Бога данный ти даръ
и нареченное тобѣ имя». Въпросише же его [игумен]: «каковіи бяше постригшеи тя?». Показавше ему книгы постриганіа, аще отъ сего не суть исправили. Пимин же рече:
«что мя искушаеши, отче, ты самъ со всею братіею пришедъ и сътворивъ, еже о мнѣ, по написанному книгъ сих,
и рек ми, яко подобает пострадати въ болѣзни, и егда будеть исходъ твой, тогда здравіе подасть ти ся и своима рукама понесеши одръ. Но моли за мя, честный отче, да подасть ми Господь тръпѣніе» (Там же, с. 126).
По-видимому, Пимен воспринял пострижение в великую схиму (в «великий ангельский образ») как пострижение перед смертью4.
Феодосий Печерский выступает здесь как восприемник или поручитель новопостриженного монаха. В Синайском евхологии, в чине пострижения в великую схиму, восприемник именуется «подъемлющим власы»
(Син. евх., л. 82–83 об., 87). См.: Б. Успенский, 2016, с. 89 (примеч. 33).
4
Рассказ о Пимене Многострадальном относится в периоду между
1091 и 1240 г. См.: Б. Успенский, 2016, с. 90 (примеч. 33).
3