Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
1. Предсмертный постриг в великую схиму в монастырях

205

отчааніи бывшу, и принесенъ бысть въ Печерскый монастырь, да исцелѣеть тѣхъ святыхъ отець молитвами, или
отъ тѣхъ руку пріиметь святый ангельскый образъ. Родителя же его, имуща сердечную любовь къ нему, и своего
чада не остависта, но всѣхъ моляще молитися за сына ею,
да исцелѣеть отъ недуга. Много же преподобніи тіи отци
потрудившеся, и ничто же пользова его: сего бо молитвами предолеваше всѣхъ, ибо не прошаше здравіа, но приложеніа болѣзней, да не како здравъ бывъ и исторженъ будеть родительма своима от монастыря и не получить мысли
своеа. Отцю же и матере пресѣдящимъ ему и не дадущимъ
его пострищи. И стуживъ, сіи блаженный нача Богови молитися прилѣжно, да исполнить жаланіе его. И се въ едину нощь, всѣмъ спящимъ внѣ, и се внидоша к нему аки
скопци свѣтліи съ свѣщами, идѣже лежаше Пиминъ, носяще съ собою еуангеліе, и свиту, и мантію, и куколь, и все,
еже на потрѣбу пострыганію, и глаголаше ему: «хощеши
ли, — пострыжемъ тя?». Онъ же съ радостію обѣщася имъ,
глаголя: «Господь вы посла, господіа моа, исполнити желаніе сердца моего». Они же ту абіе начаша въпросы творити: «что прiиде, брате, припадаа къ святому жертовнику
сему и ко святѣй дружине сѣй? Желаеши ли сподобитися мнишескому великому ангельскому образу?» [вопросы
из чина пострижения]. И прочаа вся по ряду сътвориша,
яко же есть писано. Таже и въ великій образъ постригоша
его и облъкше его в мантію и в куколь. И все, еже трѣбѣ,
пѣвше, великаго ангельскаго образа управивше и устроивше, и цѣловавше его, Пимина же того нарекше, и свѣщу
въжегше, рѣша: «до 40 дній и нощій сіа свѣща да не угаснеть». Сіа вся съдѣавше, отъидоша въ церьковъ; власи же
вземше въ убрусѣ, положиша на гробъ святаго Ѳеодосіа.
Братіа же, сущіи в кѣліахъ, слышаще гласъ пѣніа, и тіи
възбудивше сущихъ окрестъ себѣ, мнѣвше, яко игуменъ
нѣ с которыми [т. е.: с нѣкоторыми] постригаетъ и́, или уже
преставился есть, и вси купно пріидоша в кѣлію, идѣже