Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
204

Экскурс I. Предсмертный постриг в Древней Руси

И на этот раз Нифонт отвечал утвердительно, ссылаясь на то,
что Кирик является священником и тем самым имеет на это право:
А постриганиꙗ дѣлѧ чернець, попинъ ѥси [т. е.: для пострижения в чернецы ты и есть поп]: постригаи и́ въ скымоу; поповьство болѣ ѥсть всего на то дѣло, на освѧщениѥ
(Там же)2.
В Киево-Печерском патерике рассказывается о Пимене Многострадальном, которого родители принесли в Печерский монастырь для исцеления; он хотел принять постриг, но родители
на это не соглашались. Неожиданно его постригают в великую
схиму, и он получает новое имя. Это описывается как чудо:
Сій бо блаженный Пиминъ боленъ родися и възрасте, и того
ради недуга чистъ бысть отъ всякія сквѣрны, и отъ утробы
матерня и не позна грѣха. И многажды моляше родителя
своа, да пострижется въ иноческый образъ. Они же, яко чадолюбци, надѣахуся, своему житію сего хотѣвша наслѣдника имѣти, и възбраняху ему. Сему же убо изнемогшу и въ
прилучится болѣзни и скимника попа не будеть: тогда, нужи дѣля, стричи»
(РИБ, VI, № 32, стлб. 256,). См. этой связи: Б. Успенский, 2016, с. 90–
91 (с. 34–36).
Кирик был иеромонахом новгородского Антониева монастыря. В послесловии к своему «Учению о числах» (1136 г.) он говорит о себе как
о иеродьяконе: «Писахъ же въ Велицѣмъ Новѣгородѣ, азъ грѣшный и худый калугеръ Антоновской Кирикъ діаконъ, доместикъ церкви Святыа Богородица, при царѣ грѣчестѣмъ Іоанѣ, князю же Святославу, сыну Олгову,
въ княженіи живущю въ Новѣгородѣ лѣто 1, а отъ рода лѣтъ 30, Богъ же
ему да продължитъ лѣта. И еще при архіепископѣ новогородстѣмъ боголюбивомъ Нифонтѣ» (Евгений Болховитинов, 1828, с. 129). Вместе с тем
в «Вопрошании Кирика» он называется священником (попином), а не дьяконом.
2
О том, что пострижение в монашество (в схиму, малую или великую)
является прерогативой священика, см.: Б. Успенский, 2016, с. 91–99.