Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
Экскурс I.
Предсмертный постриг в Древней Руси
1. На Руси с раннего времени существовал обычай принимать великую схиму в ожидании близкой кончины. Этот обычай
существовал в монастырях, и он становится предметом обсуждения в «Вопрошании Кирика». Кирик Новгородец спрашивал Нифонта, архиепископа Новгородского (1130–1156), хорошо ли
ему было бы в старости принять великую схиму; Нифонт отвечал утвердительно:
И ѥще бе–скымы ѥсмь, помышлѧлъ ѥсмь въ себѣ: но ли къ
старости, тоже сѧ постригоу, но ли боудоу лоучий тъгда;
но хоудъ ѥсмь и боленъ; архиепископ отвечает ему: «добро
ѥси помыслилъ, ѥже ѥси реклъ: къ старости пострищисѧ
въ скимоу» (РИБ, VI, № 2, стлб. 25, вопрос 6).
Кирик также спрашивал Нифонта, может ли он, Кирик,
не будучи схимником, постричь в схиму человека, которому грозит скорая кончина:
И се... чернець нѣколи покаꙗлъсѧ оу мене. — Аже боудеть, рече, въборзѣхъ, пострищи и́ въ скымоу, а ци негодно
постригати бе–скымы боудоучи? — Аже ми ты повелишь,
то бы добро! (РИБ, VI, № 2, стлб. 25–26, вопрос 8)1.
1
Ср. в ответах митрополита Киприана игумену Афанасию (1390–
1405 гг.): «Не скимнику въ скиму стричи не годится, кромѣ аще нужда