Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
8. Именование монаха мирским именем

201

Как видим, в одном случае (Ермолай — Еразм) мирское имя
предшествует иноческому, в другом (Памво — Павел) сначала называется иноческое имя, а затем мирское. Это нетрудно объяснить. Сочинения Ермолая (Еразма) были написаны до пострижения — в бытность его псковским, а затем московским священником
(до пострижения он был протопопом дворцового Спасского собора
в Москве) — когда он был известен как Ермолай. После пострижения переписчики его сочинений добавляли иногда его иноческое
имя Еразм. Между тем Памва Берында выпускает свои издания,
будучи монахом, и ему естественно называть себя иноческим именем (Памво), к которому он добавил имя мирское (Павел).
Княгиня Ирина Ивановна Голицына († 1621 г.), дочь князя Ивана Федоровича Мстиславского, именуется в источниках
«княгиня Ирина инока Александра схимница» (Мятлев, 1915,
с. 313, прилож. I; А. Алексеев, 2006, с. 32, 42, 88, 89; ср. с. 12,
105, примеч. 77).
К такого рода примерам может относиться и имя чернеца
Луки Евдокима, упоминаемого в «Вопрошании Кирика», ХІІ
в. («И се ми повѣдалъ чернець пискоупль Лоука-Овдокимъ» —
РИБ, VI, № 2, стлб. 33, вопрос 40). Можно предположить, что
Лука было монашеским именем этого чернеца, тогда как имя Евдоким он носил в миру.
Аналогичное объяснение может быть предложено и для автора так называемого Послания о Мономаховом венце, которого
традиционно отождествляют со Спиридоном, «нарицаемым Сатаною», поставленным на киевскую митрополию в 1474/1475 г.,
но не признанного ни в Литовской, ни в Московской Руси (см.
о нем выше, § Х–5). Автор послания называет себя двойным
именем: «Спиридон рекомый, Сава глаголемый» (Дмитриева,
1955, с. 159). Были предложены различные объяснения этого
г[о]с[по]д[и]нъ Отец’ кvр Памвѡ Берында, Протѡсvггел’ Іерꙋсалимскїй,
и Архїтvпограф’... С[вѧ]т[ой] Лавры» (Титов, 1918, с. 192; ср.: ; Запаско
и Я. Исаевич, І, с. 46, № 171). Памва Берында объясняет слово протосиггелъ в своем лексиконе (см.: Памва Берында, 1627, с. 459).